КЛАДЫ
Начнем, пожалуй,
с определения понятия «клады».
Обратимся к
словарю В.И. Даля. Итак, клад – это деньги или богатство, положенные в землю,
зарытые; скрытое сокровище. По народному поверью, клады кладутся с зароком и даются тому только, кто
исполнит зарок. Например, «Этот клад
положен на сто голов воробьиных».
Кладом также
зовут и бродячие огни, как суеверный признак клада.
И.В. Даль
Раз уж начала со
словаря И.В.Даля, продолжу статью цитатой работы этого выдающегося филолога и
исследователя мудрости народной. Исследование каждый может, по желанию, найти в
библиотеке и прочитать, называется она «О поверьях, суевериях и предрассудках
русского народа», а цитировать я буду главу 15-ую, которая именуется «Клады».
«К этому разряду
поэзии народной и игры воображения принадлежит целый ряд сказок и поверьев о
цвете папоротника, который-де цветет ночью на Иванов день. Этот небывалый цвет
(папоротник тайниковое, бесцветное растение) почитается ключом колдовства и
волшебной силы, в особенности же для отыскания кладов: где только зацветет
папоротник в полночь красным огнем, там лежит клад; а кто сорвет цвет
папоротника, тот добыл ключ для подъема всякого клада, который без этого редко
кому дается.
Предмет этот, о
кладах, богат поверьями всякого рода. С суевериями о кладах связывается и много
сказок и преданий; у каждого края свой герой или разбойник прежних лет, коему
приписываются все находимые и искомые клады. В восточных губерниях клады
принадлежат Пугачеву, на Волге - Стеньке Разину, на Украине — Гаркуше, в
средней России — Кудеяру и проч. Клад, вообще, не всякому дается; хозяин клада,
по смерти своей, бродит тихо вокруг и бережет его сторого и чутко: либо вовсе
не найдешь, либо и найдешь, да не возьмешь, не дастся в руки; не подымешь по
тяжести; обмираешь, как тронешь, ровно кто тебе руки и ноги перебьет; кружишь
на этом месте и не выйдешь, ровно леший обошел, поколе не положишь клад опять
на место; или, если клад под землей, в подвале, глубокой яме, то взявший его не
вылезет никак, перед тобою земля смыкается, железные двери с запорами
затворяются; либо выскочит откуда ни возьмись невидимка, схватит и держит на
месте, покуда не выпустишь из рук клада; либо навалится на плечо ровно гора,
так что и языка не повернуть; либо ноги подкосятся, либо станут, упрутся,
словно приросли к земле; или, если и возьмешь клад и унесешь, то сколько ни
носишь его домой, берешь золото, а принесешь черепки; или же, наконец,
возьмешь, да и сам не рад; вся семья сподряд вымрет. Все это оттого, что клад кладется
со свинцом или с зароком, что клад бывает всегда почти заповедный и дается тому
только, кто исполнит зарок; избавляет же от этой обязанности только цвет
папоротника или разрыв — прыгнун — скакун — плакун — или срыг — трава, железняк
или кочедыжник; папоротнику и плакуну повинуются все духи, а прыгун ломает
замки и запоры, побеждая всякое препятствие. Иногда клад бродит не только
свечой, огоньком, но даже каким-нибудь животным или человеком; если,
догадавшись, ударить его наотмашь и сказать; аминь, аминь, рассыпься, то перед
тобою очутится кубышка с деньгами. Во время выемки клада всегда приключаются
разные страсти, и черти пугают и терзают искателя, брать взаймы у клада иногда
можно, если он даст, но к сроку принеси, иначе постигнет беда большая. Можно
также менять деньги у клада и при этом даже иногда обсчитывать его, положив то
же число монет, меньшей ценности.
У нас почти всюду
есть много рассказов и преданий о кладах, а Саратовская губерния, где волжские
вольницы зарывали когда-то свои награбленные богатства, едва ли не богаче
прочих подобными воспоминаниями. Мы упомянули, что клад кладется "со словцом”
или "по завету:” это значит, что кто его зарывает, тот должен во все время
причитывать вслух, какой зарок на него кладет: напр., семидневный пост, а затем
рыть голыми руками на молодой месяц; или на разрыв-траву и проч. Один человек
зарывал клад, приговаривая: "на три головы молодецких”; стало быть, клад не
дастся никому, если не поклонится ему тремя головами молодецкими; а другой
бродяга, сидя случайно тут же в дупле, подслушал его и переговаривал каждый
раз: "на три кола осиновых”. Клад слушается всегда последнего заговора; посему,
когда хозяин ушел, а подсидевший его вырубил три осиновые кола и поклонился ими
кладу, то и взял его преспокойно. Есть также заговоры, во всем похожие на
прочие заговоры. как для укладки клада, так и для развязки его.
В одном месте
Рязанской губернии, где исконное поверье искало кладов, уверяя, что целовальник
рязанский встретил земляка в Сибири, в ссылке, и узнал от него тайну нескольких
кладов, получив и запись с приметами, где они лежат, люди с седыми бородами
рассказывали вот что: "Я рубил в лесу жерди, привязав лошадь к дереву; вдруг
вижу под деревом высыпан из земли и уже порос травой и мохом крест; я вспомнил,
что это была одна из примет, и выхватил топор, чтобы натюкать на деревьях
зарубки; вдруг как понесет моя лошадь, сорвавшись, как загремит, я за ней, за
ней, а она дальше, дальше, затихла и пропала; я воротился, а она стоит
привязанная, где была, а места того, где высыпан крест, не нашел, хоть сто раз
был опять в лесу да искал нарочно.” Другой рассказывал так: "И я по дрова
ездил, да нашел на знакомом месте, где сто раз бывал и ничего не видел, погреб:
яма в полчеловека, в пояс, а на дне устлана накатом, который уже порос травой и
мхом, да кой-где доска прогнила, провалилась. Подумав немного и оглянувшись, да
спознавшись еще раз на месте, я спустился в яму; только что я было припал, да
стал заглядывать в провалы, как меня хватит кто-то вдоль спины хворостиной, так
я насилу выскочил да бежать, а он все за мной до самой дороги! Я на другой день
показывал хозяйке своей синевицы на спине.”
Весьма нередко
клад служит защитою для скрытия важных преступлений. В одной из подмосковных
губерний у помещика был довольно плохой, в хозяйственном отношении, крестьянин,
один из таких, кому ничего не дается: хлеб у него всегда хуже, чем у прочих;
коли волк зарежет телят, либо порвет жеребенка, так, верно, у него же; словом,
и скот не держится, и счастья нет, и ничем не разживется. По этому поводу,
помещик посадил его в постоялый двор, или в дворники, для поправки хозяйства.
Впрочем, это был мужик смирный, трезвый, и худа никакого за ним не слыхать
было.
Вскоре он точно
поправился, и даже слишком скоро. Он уплатил долги, купил скота, стал щеголять,
наряжать жену в шелк и проч. Помещику это показалось подозрительно, и, после
строгих допросов, на основании разнесшихся слухов, дворник признался, что ему
дался клад: "Я вышел ночью, услыхав проезжих извозчиков, и увидал за оврагом,
по ту сторону ручья, в лесу небольшой свет. Я спустился, подошел тихонько и
вижу, что два человека с фонарем делят меж собою клад. Увидав меня нечаянно,
они было хотели бежать, после хотели убить меня, а, наконец, поделились со
мною, отсыпав мне полную шапку целковых, с тем, чтобы я никому ни слова не
говорил.” Все это, конечно, много походило на сказку, тем более, что мужик
сбивался и не мог дать толком отчет, когда заставили его показать на месте, где
именно вырыт клад; но других подозрений не было, молва уверяла, что дворник
разжился от клада, сам он сознался в том же, и дело было оставлено.
К осени барин
хотел перестроить постоялый двор, который был плох и, в особенности, тесен и
неопрятен, но дворник под разными предлогами отговаривал барина, да и вперед,
когда об этом заходила речь, убеждал его не трогать двора, каков он есть. "Что
мне, говорил он, в господах — я господ не люблю пускать; за ними только хлопот
много, а выгоды нет никакой: стаканчик сливок возьмут, да раз десять воды
горячей поставить велят, да целую половину и займут; я, благодаря Бога,
разжился от извозчиков, которые берут овес да сено; а с них будет и этой избы;
им где ни свалиться, только бы лошадь накормить.”
Удерживая такими
уловками барина от перестройки двора, мужик через год или два умер. Весь
околодок знал, что он разбогател от клада, и во всякой деревне рассказывали
по-своему, как это случилось; но барин приступил к перестройке избы и совсем
неожиданно нашел клад другого рода: под печью, едва прикрытые землей, лежали
два человеческие остова с проломленными черепами».
|