Водяницы. В.Корольков
Водяницы
Водяницы
Водяницы (водяна,
водява) — водная дева, которая живет в реках, подобно водяным дедам. Почти все
Водяницы происходят от утопленниц или несчастных девушек, проклятых своими
родителями; часть их вышла замуж за водяных, значительное же количество живут
девицами, плещутся на поверхности вод, садятся на мельничные колеса, откуда с
криками и хохотом ныряют в воду и делают всякого рода проказы. Они обладают
вечною юностью, некоторые даже остаются вечно в семилетнем возрасте; на вид они
полудевицы и полурыбы. Выставляя из вод свои прекрасные головы, белоснежные
плечи и груди, они поют чарующие песни и манят к себе неосторожных юношей.
Иногда они появляются под видом белых лебедей и златоперых рыбок. Только по
ночам выходят они на берега, катаются на мельничном колесе (как и сам водяной,
они страстно любят и эту забаву, и вообще мельницы и мельников), сидят на
бережку, расчесывая свои прекрасные длинные волосы гребнем из щучьего хребта.
Такой гребень обладает волшебной силой: причесываясь, водяница может напустить
целую реку воды и даже затопить деревню, жители которой ее как-то прогневили. Водяницы
особенно любят жить в омутах, котловинах и под речными мельницами, где у них
есть гнезда из соломы и перьев или, по другим поверьям, — хрустальные чертоги.
Вообще Водяницы имеют много общего с вилами, русалками, роженицами и др. Простоволосость,
недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской
девушки — типичный и очень значимый атрибут. Образ русалки связан
одновременно с водой и растительностью, сочетает черты водных духов и
карнавальных персонажей, смерть которых гарантировала урожай. Отсюда вероятна и
связь русалок с миром мертвых. С виду водяницы все неземные красавицы, даже
если не были таковыми при жизни. Только они необычайно бледны и кажутся
прозрачными - нежить все-таки!
Жилища водяных дев (гнезда из соломы и
перьев) построены в омутах и глубоких котловинах, а также под речными порогами.
Но иные красавицы, подружившиеся с водяными царями, обитают в роскошных дворцах
из хрусталя и янтаря.Считается, что водяницы предпочитают лесные и мельничные
омуты, но больше всего любят пади под мельницами, где быстрина мутит воду и
вымывает ямы. Под мельничными колёсами они будто бы обыкновенно собираются на
ночлег вместе с водяными. Водяницы вредничают: когда они плещутся в воде и
играют с бегущими волнами или прыгают на мельничные колеса и вертятся вместе с
ними — рвут сети, портят жернова.
Конечно, любимая забава водяниц -
вредить людям. Некоторые вообще вызывают людей на разговор и топят их за
насмешки над быстротой течения или шириной реки, в которой живут. Но чаще они
просто путают сети рыбаков, цепляя за траву или коряги, помогают водяному
ломать плотины и рушить мосты.
Сходные духи: РУСАЛКИ
Русалки разные у разных народов (и в разных местностях) и ведут себя
по-разному. В славянскую мифологию, считают исследователи, образ русалки
пришел с Украины и из Восточной Европы. В России, впрочем, их облик
изменился. Из веселых и шаловливых созданий русалки превратились в злых и
мстительных существ, наравне с "дедушкой водяным". Русалок, поющих
веселые песни восхитительными и заманчивыми голосами, заменили на лесных
реках растрепы и нечесы: бледнолицые, с зелеными глазами и такими же
волосами, всегда голые и всегда готовые завлекать к себе только для
того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и утопить. Уже
одно то, что русалка изображалась (например, в Поволжье) в виде
соломенного чучела, а кое-где даже в виде лошадиного черепа с уздечкой,
укрепленного на шесте, – служило свидетельством того, как в России исчез
поэтический миф о грациозной красавице-русалке. Но повсеместно на Руси
сохранялась так называемая "русальная неделя" или "русалкино заговенье" –
на Петров пост, через неделю после Троицы. И в конце 19 века в такую
неделю девушки боялись в одиночку ходить в лес.
Живут русалки не только в воде. С Троицына дня они выходят и,
рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, они выбирают
себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, где и
живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они
качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с
песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет
гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее.
Но от них много и вреда. Могут, например, запутать сети у рыбаков или
испортить, а у мельников портить жернова и плотины. Они могут насылать
на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град;
похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна,
разостланные на траве для беленья; украденную пряжу, качаясь на
древесных ветвях, разматывают и подпевают себе под нос хвастливые песни.
В таких случаях находятся разнообразные средства и способы для борьбы с
затеями лихих русалок, чтобы делать их безвредными для деревенского
домашнего хозяйства. Кроме церковного ладана (незаменимого средства
против всякой нечистой силы) – против чар и козней русалок отыскалось
еще снадобье, равносильное священной вербе и свечам Страстной недели.
Это – полынь, "трава окаянная, бесколенная". Надо только пользоваться ее
силой и применять ее на деле умеючи. Уходя после Троицына дня в лес,
надо брать эту траву с собою. Русалка непременно подбежит и спросит:
– Что у тебя в руках: полынь или петрушка? – Полынь. – Прячься под тын (Брось ее под тын! ), – громко выкрикнет она и быстро пробежит мимо. Вот в это-то время и надо успеть бросить эту траву прямо русалке в глаза.
Если же сказать "петрушка", то русалка ответит:
– Ах, ты моя душка, – и примется щекотать до тех пор, пока не пойдет у
человека изо рта пена, и не повалится он, как мертвый. Впрочем, по
другим поверьям, русалки могут защекотать человека действительно до
смерти.
Неприятны русалкам также и некоторые другие растения, например хрен и
чеснок. Из деревьев не любят они осину. Как тут не вспомнить легенды о
вампирах, которых отпугивают запахом чеснока и убивают осиновым колом.
Есть такая легенда. Одному молодому человеку сильно захотелось
увидеть русалку. Чтобы избежать опасности, он сначала обратился к
знахарю. Тот ему посоветовал: "Когда настанет ночь и все лягут спать, и
ты ляжь на своей постели и не спи, пока все не заснут. Когда все
захрапят, ты поднимись, разденься догола и надень два креста: один на
грудь, другой на спину. Русалки оттого нападают сзади, а не спереди, что
боятся креста на груди; а как у тебя будет висеть крест и на спине, и
притом ты будешь гол, то они будут играть с тобой, но до тебя не
коснутся".
Парень строго выполнил наставления знахаря. Он лег первый и притворился
спящим; когда полегло все семейство и заснуло, он снял себя рубашку и
пошел в лес. Там он увидел множество русалок. Одни качаются по ветвям,
другие водят хороводы, иные поют, хохочут. Они все были голые. Тела их
были белы как снег; лица сияли, как полная луна; волосы светло-огненные
кудрями падали по плечам. Парень остолбенел от страха и восторга. Долго
он любовался красотою русалок, грациозными движениями, приятными и
звонкими голосами и неподдельным восторгом и весельем их. Вдруг русалки
затихли и стали неподвижны. Они почуяли дух человека и, взглянув в ту
сторону, где стоял парень, вдруг бросились к нему с хохотом и
рукоплесканиями и окружили его. Каждая хотела обнимать и целовать парня,
но руки и губы не прикасались к нему. Каждая забегала назад и старалась
схватить под мышки, чтобы щекотанием расположить его к хохоту и
веселью; но опять руки их не прикасались к парню. Тогда парень
ободрился; он сам начал играть с ними, старался схватить которую-нибудь,
но руки его не прикасались к ней. Он пел и плясал с русалками целую
ночь. К утру они заманили парня в кусты – на густую и высокую траву и
стали качаться по траве. Им последовал и парень. Но вдруг крест,
висевший на спине, спал с него. Русалки схватили его сзади под мышки и
начали щекотать. Он хохотал до тех пор, пока не упал. Тогда ему
показалось, что русалки положили его на ветви и понесли его молча. А с
утра его разбудил отец". Как считали славяне, значительная часть русалок – это души утонувших
женщин, которые покончили жизнь самоубийством. Есть украинская легенда,
где девушка влюбляется в молодого и красивого польского пана, который
обещал на ней жениться и обещания не выполнил. Девушка исчезла. Один
монастырский рыболов рассказывал спустя несколько дней, что видел
молодую девушку на берегу Днепра: лицо ее было исцарапано иглами и
сучьями деревьев, волосы разметаны и одежды изорваны; но он не посмел
близко подплыть к ней, из страха, что то была или бесноватая, или
бродящая душа какой-нибудь умершей, тяжкой грешницы. Знахарь говорит
матери, что дочь утопилась и стала русалкой и дает ей совет, как увести
ее домой. С помощью магических амулетов ей это удается. Она молит мать,
чтобы та отпустила ее домой, в подводные жилища, потому что ей "душно
жить среди людей". Она даже предлагает матери утопиться, чтобы стать
русалкой. Мать не отпустила ее и девушка целый год сидела, не двигаясь и
не разговаривая.
А через год, когда наступила очередная "русалкина неделя", девушка
очнулась и с криком "наши, наши" убежала с другими русалками. А на
следующий день в лесу нашди тело того самого пана, без признаков
наильственной смерти – русалки защекотали его насмерть.
Еще русалки могут украсть некрещеных девочек или утопить женщину,
которая пошла купаться, не надев креста. Они тоже станут русалками.
А мужчин русалки обольщают. Есть легенда про то, как один молодой
человек влюбился в русалку и ни один знахарь не мог заставить его
разлюбить ее. А увидев предмет своей любви в огне печи (конечно, это
было наваждение) – подумал, что она горит и кинулся в огонь, чтобы
спасти ее, и погиб. мавки
МАВКИ, НАВКИ - у
украинцев Мавки, майки, нейки, нявки, у болгар навяки или навы, у словинцев
мавье, навье, мовье. Название это происходит от старославянского навь -
мертвец. Мавки не имеют тела, не отражаются в воде, не имеют тени и спины,
сквозь которые видны внутренности. Мавки – дети, умершие при рождении, дети,
умершие без крещения или задушенные матерями. Они скрываются в лесах, на полях,
в реках и озерах, часто сближаются с русалками, сбивают путников с дороги,
заводят в болота и убивают. Их представляют в виде детей или дев, с длинными
волосами, в белых сорочках. Своими танцами и песнями завлекают молодежь к себе.
По представлениям словинцев, Мавки летают по воздуху в виде больших черных
птиц, с большим клювом и когтями, которыми они задирают людей до смерти. Мавки
отличаются от русалок длинными льняными волосами. НАВКИ - по языческим поверьям русских, души девушек, умерших
до брака или во время русальной недели, пребывают на земле в течение русальной
недели и возвращаются по ее завершении на «тот свет». Как ходячие покойницы
(нежить), русалки считались очень опасными для живых людей. Рассказывали, что
они, подобно ведьмам, могут принимать разные обличья (оборотничество), летать
из дома в дом через трубу и пр. Набор оберегов от этой нежити совпадал с
приемами защиты от нечистой силы (крест, молитва, магический круг). В число
оберегов против русалок входили такие растения, как полынь, хрен, чеснок. С
приходом христианства, верили, что если в Троицкие святки подкинуть платок
вверх, назвать имя умершего некрещеного ребенка и сказать: «Крещу тебя»,
спасенная душа попадает в рай. Если же
на протяжении семи лет после смерти некрещеного ребенка душа не попадала в рай,
то превращалась в мавку и приносила людям вред.
БЛУДИЧКИ — в словацкой и чешской
мифологии болотные и водяные духи, которые появляются поблизости воды в виде
блуждающих огоньков.
БРОДНИЦЫ — у древних славян духи
охранительницы бродов, миловидные девушки с длинными волосами. По преданиям,
Бродницы живут вместе с бобрами в тихих заводях. Они охраняют броды, сделанные
из хвороста, подправляют их, стерегут. Когда же враг тайком подбирается —
Бродницы незаметно разрушают брод, направляя неприятеля в топь или в омут.
МОРЯНЫ - они обычно великанши,
поднимаясь в бурю из волн, качают корабли так, что те переворачиваются. Иногда
на мостах или на мельницах водяницы нападают на людей, норовя утащить их под
воду. Обессилить такую злую деву можно, выдрав у нее как можно больше волос.Водяницы-моряны родственны античным
сиренам. Они таятся у прибрежных скал, так что их длинные волосы можно принять
за морскую пену, и стоит кораблю подойти поближе к опасным рифам, моряны
высовываются из волн. Испуганный рулевой теряет голову, корабль сбивается с
курса, становится игрушкой бурных волн, а корабельщики оказываются в воде, где
их поджидают моряны. Морские девы
Мало кому удается уйти от этих
губительных объятий. Влекут они самых молодых и красивых мореходов на морское
дно, чтобы там предаться с ними любви, а остальных просто топят всех без
разбору.
Говорят, их возлюбленные тоже становятся
обитателями подводного царства и даже порою поднимаются на поверхность воды,
чтобы сбить с пути новый корабль и погубить других моряков.
ЛОСКОТУХИ, ЛОСКОТКИ, ЛОСКОТОВКИ, ЛОСКОТНИЦЫ, лоскотарка, лоскотка — это название
русалок означает собственно: лоскочущая, т. е. щекочущая, щекотунья. Особый
вид русалок. «Лоскотать» означает и «болтать», «трещать», и «щекотать». По
мнению Д.К.Зеленина, лоскотуха «означает собственно: лоскочущая, т.е.
щекочущая, щекотунья.
В источниках (относящихся в основном к районам Украины и Белоруссии)
нельзя не заметить стремления выделить лоскотух в особый разряд русалок,
которые замучивают щекотаньем встречающихся им людей. Лоскотухи - русалки,
души девушек, умерших зимою, весною или летом. В полях они «залоскачивают»
(защекочивают) насмерть парней и девушек. Согласно поверьям многих губерний
России (редко — Сибири и севера) русалки стараются заманить к себе человека, а
затем могут защекотать, замучить его до смерти (см. Русалки) (в севернорусских
и великорусских поверь такие действия чаще приписываются лешему). Чтобы
уберечься от русалок-щекотух, в период приблизительно с Троицы до начала
Петровского поста старались не ходить в одиночку в лес или к воде а также в
засеянное рожью поле, особенно после захода солнца; носили с со отпугивающие
русалок травы (чеснок, полынь и т. д.). Наиболее опасными считались недели до и
после Троицы.
Летом, начиная с Троицына дня, русалки оставляют речные и озерные омуты и
выходят на землю. В эту пору ни одна девушка не решится одна, без подруг, пойти
в лес, опасаясь попасться русалкам: увлекут с собою, сманят — домой больше не
воротится.
А уж парням и вовсе беда: охочи русалки до земной любви! Рассказывают, один
юноша поплясать решил с русалками — и только потому живой ушел, что надел два
креста: один на грудь, другой — на спину, так что никак к нему не подступишься.
Для жительства русалки выбирают себе плакучие березы, потому в Русальную неделю
деревенские девушки непременно ходят завивать березки, чтобы водяниц задобрить:
связывают разноцветными лентами березовые ветви, на которых так любят качаться
мавки при луне, которая для них светит ярче обычного. Русалки аукаются между
собой, пляшут, водят веселые хороводы. Где русалки бегали и
резвились, там трава растет гуще и зеленее, там хлеба обильнее. Однако от
русалок не столько пользы, сколько вреда: когда они плещутся в воде, играют с
бегущими волнами или прыгают на мельничные колеса и вертятся с ними,, то не
преминут спутать у рыбаков сети, а у мельников попортить жернова и плотины. Они
могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный
град; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна,
разостланные на траве для выбеливания; потом краденой пряжей завивают свои березки.
Джон Вильям Уотреххауз "Русалка"
Самое верное средство, чтобы русалки отвадились, — полынь, "трава
окаянная", как ее называют русские зелейники. Только пользоваться ею надо
умеючи.
Уходя после Троицына дня в лес, следует непременно брать эту траву с собою.
Русалка — девка любопытная! — непременно подбежит и спросит:
- Что у тебя в руках: полынь или петрушка?
- Полынь, — следует ответить.
- Брось ее под тын! — громко выкрикнет она и побежит мимо, и тут-то надо
успеть бросить эту траву в глаза русалке: никогда она тебя больше не тронет.
Если
же ответить:
"Петрушка", — то русалка с криком: "Ах ты, моя душка!" —
набросится на человека и примется щекотать до тех пор, пока он не упадет
бездыханным.
Говорят,
что русалки — это людские дети, умершие некрещеными, ну и, конечно, красавицы,
утопившиеся от несчастной любви. Они выходят из воды еще перед Светлым
Христовым Воскресением, за день до Пасхи, когда обносят кругом церкви
плащацицу.
В этот день вообще вся нечисть так и норовит напакостить добрым людям! В храме
тогда следует запирать покрепче двери, чтобы не вбежали русалки. В этом поверье
можно различить следы древнеславянского почитания душ умерших: весною, когда
вся природа оживает, оживали и души умерших и бродили по земле...
КАЗЫТКИ -
в районах Белоруссии Лоскотух называли Казытками. Казытка (тоже, что и
лоскотуха). Хотя представления о русалках - щекотуньях общераспространенны,
названием лоскотуха более характерно для южных, юго-западных районов
России. В источниках (относящихся в основном к районам Украины
и Белоруссии) нельзя не заметить стремления выделить лоскотух в особый разряд
русалок, которые замучивают щекотаньем встречающихся им людей. И для этого есть
достаточные основания: как увидим ниже, лоскочут (щекотят) встречающихся мужчин
не все русалки, а только молодые.
Русалки постарше ведут себя много солиднее. Симбирская молодая вдова Марина,
утопившись из любви к Ивану Курчавому и сделавшись русалкою, только охала и
вздыхала, смотрела на дом своего милого, а на встречных рыбаков и не глядела,
только пугала их.
Название лоскотовка или лоскотуха, как одно из наиболее распространенных,
нужно будет признать одним из древнейших туземных названий для русалок,
предшествовавших по времени заимствованию названия: русалка. Древними также
нужно признать названия для русалок: чертовка, водяная и, быть может, куполка.
Белорусы Сокольского уезда Гродненской губернии называют русалку: казытка. Это
редкое название вполне соответствует по своему значению малорусскому названию?
лоскотуха; казытка «казычет», т. е. щекотит людей.
ШУТОВКА -
водяная дева . Это название для русалок употребительно у уральских казаков, во
Владимирской губернии и в других местах. Шутовка означает собственно: жена или
дочь шута, а шутом называют эвфемистически черта. По народной вере, разные лешие, водяные и русалки-шутовки
есть не кто иные, как обыкновенные "бывалошные" (т. е. древние) люди,
на которых якобы тяготеет родительское проклятие; это те же умершие люди, но
лишь прокляненные своими родителями, и в частности своими "недобрыми
матерями".
Загробная жизнь этих "проклятых людей" обречена на пребывание здесь
же на земле, в пределах вод: озер, болот и лесных чащ. Вся разница между ними и
обыкновенными смертными заключается якобы в том, что они лишены свободного
общения с обыкновенными людьми. Образ жизни этих обреченных на изгнание
бывалошных людей вполне ясно в народе не обрисовался; известно лишь, что все
они являются врагами обыкновенных смертных и всячески стараются завлечь
неосторожных в свой полупреисподний мир. (это и называют шутками).
Всякая водяница некогда была девушкой, но либо сама утонула, по нечаянности,
либо была загублена чьей-то злой волею. Те, что были крещены и называются
шутовками - они могут через два или три года воротиться к людям, особенно
если не утонули, а были прокляты родителями и унесены на речное дно нечистой
силой. Эти называются «проклятые», или «шутовки». Они воротятся
домой, если крещеный человек наденет им крест на шею. Шутовки также выходят
замуж за полюбившихся им смертных, которые сумеют отчитать их от заклятия.
ЧЕРТОВКИ - в Макарьевском уезде Костромской губернии
русалок называют чертовками. Чертовка, собственно, означает:
жена или дочь черта; название, как видим, весьма общее. Название это распространено
весьма широко, но у нас нет данных к выяснению того, где это слово
употребляется в общем значении: «жена, дочь черта» и где в специальном:
«русалка». Чертовка, по народному поверью (за Байкалом), есть водяная женщина;
она может быть красивой или некрасивой, доброй или злой, часто же безразличной.
Живет она в воде и только изредка выходит на берег чесать золотым или медным
гребнем свои прекрасные, черные как смоль и длинные волосы. В это время можно
подкрасться к ней и выхватить гребень, который имеет магическую силу. Иногда
чертовка имеет сожительство с охотниками в лесу и беременеет от них, но
ребенка, прижитого ею от человека, она разрывает при самом рождении его. В
Пермской губернии «на рассвете можно видеть на берегу чертовку, расчесывающую
гребне длинные густые волосы. Иные наши источники говорят, что в виде голой
бабы, чешущей голову у воды или в воде, является просто-напросто черт.
Разница между Шутовкой и Чертовкой во внешнем различии:
1. Шутовка обладала русыми или светло-русыми волосами,
2. Чертовка преимущественно - черые как смоль, (возможно просто они в тине и
ночью казлись черными).
Источники:
- Мифологический
словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.-
672 с.
- Г. Булашев . УКРАЇНСЬКИЙ
НАРОД у своїх легендах, релігійних поглядах та віруваннях. Космогонічні
українські народні погляди та вірування. - Київ, фірма , Довіра, 1992.
- Кристофер У. Блакуэлл, Эйми
Хакни Блакуэлл Мифология для «чайников».
- Шапарова Н.С. Краткая
энциклопедия мифологии. – М.:АСТ, 2001.
- Черницкий
Александр. Мифы народов мира для детей. Изд. 2-е — Ростов н/Д:
Феникс, 2008.
- Черницкий
Александр. Большой мифологический словарь. — М.: Гелеос, 2008. —
496 с.
- Березкин
Ю.Е. Ареальное распределение фольклорно-мифологических мотивов. - М.:
КомКнига, 2007. С.205-232.
- Семенов
Ю.И. Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия // Скепсис.
№ 3/4. Весна 2005. С. 74-78.
- Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М. Семиозис и
семиодинамика теологических и мифологических знаковых систем. - Тверь,
2010.
- Леви-Брюль Л. Первобытное мышление //
Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
- Элиаде, Мирча. Аспекты Мифа. М., 2001.
- Мифы народов мира./под ред. Токарева С.А.
М., Советская энциклопедия, 1987 г.
|