Вторник, 26.11.2024, 16:38
Меню сайта
Альбомчики
Статьи по интересам [25]
Статьи по интересам наших творческих лаборантов
Мифы и легенды славян [27]
Крупицы информации о мифах и легендах славян
Мифы и легенды народов мира [12]
Мифы и легенды народов мира
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 366
Какие из наших статей вам наиболее интересны?
Всего ответов: 225
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мифы и легенды славян

Весенние праздники славян

 

Весна — в народном календаре начало хозяйственного, а в средневековье— и календарного года (1 марта).

Начало весны приходится преимущественно на масленицу и мартовские праздники (ср. отмечаемый болгарами день 1 марта), середина - на Пасху и близкие к ней праздники — дни св.Георгия. Марка, Еремии, а завершает цикл Троица и Иван Купала.


Наиболее заметным ритуалом весеннего времени были костры, разжигаемые жителями села на возвышенностях или на открытых местах. Иногда они имели значение оберега (считалось, что там, где виден свет костра, град не побьет посевы); костры символизировали уничтожение нечистой силы; обрядовый огонь связывали с весенним солнцем (тогда как купальские костры отмечали день летнего солнцестояния). Возжигание костров сопровождалось разнообразными ритуальными действиями — прыжками через огонь, прогоном скота вокруг костра, хождением по полям с факелами, зажженными от общего костра, пением, танцами и др.

Считалось также, что весна — время разгула нечистой силы. У белорусов и украинцев ведьмы приобретали особую силу в юрьевскую и купальскую ночь. У западных славян ведьмы были наиболее опасны на Пасху и в Вальпургиеву ночь накануне дня св. Филиппа и Иакова (1 мая), поэтому в эту ночь их обычно символически "сжигали” или изгоняли, хлопая бичами или стреляя из ружей. В верованиях южных славян вредоносность ведьм резко возрастала 1 марта и в последний день масленицы. На Украине и в Белоруссии троицкие праздники — период кратковременного пребывания на земле русалок, изгоняемых по завершении Русальной недели.

Среди особенностей весеннего цикла в целом — обрядовые обходы домов, поздравления с праздником, изгнание персонажей, символизирующих злые силы, и т. п.

Для периода ранней весны (примерно до Пасхи) характерны ритуалы по очищению земли, в том числе и от хтонических существ (змей и т. п.), и превентивные меры, направленные на их изгнание (сожжение старых вещей, мусора, подметание веником в доме и дворе и др.); обряды очищения и обновления жилища (ср. обычай в Страстной четверг белить хату), домашней утвари и пищи (ср. обрядовое мытье дежи, разбивание старой посуды, уничтожение остатков старой масленичной пищи); обрядовое обновление огня, а также действия, относящиеся к очищению человека (пост, обмывание и др.).

К этому же периоду приурочены ритуалы изгнания (уничтожения) Мясопуста и Карнавала (у католиков), русские "проводы масленицы”, западнославянские обряды вынесения Марены, или Смерти, сожжение или избиение Иуды и т.п. В этих обрядах обращает на себя внимание момент удаления изгоняемого персонажа за пределы села, а также необходимость совершения ритуала во имя благополучия живущих: словаки считают, например, что если из села во время не вынести обрядовую куклу Марену, то девушек перестанут брать замуж, скот не будет вестись, летом град побьет посевы и т.д.

К ранневесенней обрядности относится значительное количество ритуалов, связанных с так называемой "магией первого дня”, ср. южнославянское представление о Юрьевом дне как хозяйственном рубеже года, а также юрьевский обычай вставать раньше обычного, чтобы не лениться весь год; восточно- и западнославянский обычай мыться в Страстной четверг, чтобы весь год быть чистым, русский обычай много есть на масленицу, чтобы быть сытым в течение года, и т.п.

Большую роль в ранневесенней обрядности играют поверья, ритуалы и запреты, относящиеся к земле. У восточных и, отчасти, южных славян известно представление о том, что с осени до весны земля "замкнута”: она "спит”, "замерла” и т.п., в связи с чем до определенного момента ее нельзя трогать — пахать, сеять, копать, строить заборы и др. Чаще всего днем, когда земля "пробуждается” и когда можно начинать работы на земле, называли Благовещение, противопоставленное Воздвижению, когда земля "замыкается” на зиму. На Благовещение (или в некоторые другие весенние праздники) одновременно с землей "пробуждается” и природа в целом: "оживает” корень у растений, а птицы" и гады возвращаются из Ирия.

Отмена запретов на обработку земли, связанных с периодом ее зимнего сна, объясняет многочисленные магические действия, направленные на обеспечение роста культурных растений: ср. масленичные танцы ради "высокого” льна и конопли, катания с гор и на лошадях и др. (см. Масленица)

В обрядности послепасхального периода заметное место занимают ритуалы, относящиеся к будущему урожаю. Это прежде всего обходы полей, сопровождаемые молебнами, трапезой в поле и др. К ним примыкают магические акты по охране посевов и урожая от града и непогоды, полевых вредителей, а также от нечистой силы, которая может отобрать плодородие "спор” (ср. Спорыш). С теми же целями соблюдаются бытовые и хозяйственные запреты, а также празднуются особые дни (у восточных и южных славян, например, "градовые четверги”). К этому же периоду относятся обряды вызывания дождя, молебны о ниспослании дождя, совершаемые при засухе или во время обрядовых выходов в поле, а также многочисленные запреты на полевые работы, соблюдаемые в "сухие дни”.

Для послепасхальной обрядности специфичны также многочисленные обычаи с использованием свежей зелени и веток. Они начинаются западнославянским "внесением гайка, или лета” (обрядового деревца или ветки) в конце Великого поста, однако апогей весеннего культа растительности приходится на Троицу. Таковы украшение зеленью домов, дворов и т.п.; обряды, связанные с установлением "мая”; обряды с троицкой березкой, плетение венков и т.п.

Отличительной чертой послепасхального периода являются также обряды, связанные с выгоном скота на пастбища или переводом его с зимних пастбищ на летние, ср. обычаи первого выгона скота и обрядового доения, магические действия по охране скота от зверей, змей и нечистой силы и т. п.

В верованиях у восточных и южных славян на весну приходится период кратковременного пребывания на земле душ умерших. У восточных славян в этом отношении выделяются Страстной четверг, пасхальный четверг (ср. его название "Навский Великдень”, см. Навь, и т. п.), когда покойники появляются на земле и Фомина неделя, когда их выпроваживают обратно. Южные славяне считали, что предки покидают землю на Вознесение, Троицу или в Духов день, а до этого пребывают обычно на цветах и траве. У восточных славян, кроме того, троицкий цикл обрядов обнаруживает связь с покойниками, умершими молодыми, ср. восточнославянские представления о русалках и обычаи их "проводов”.

Обычно именно в послепасхальный период начинается формирование новых  половозрастных групп молодежи (в предшествующий масленице мясоед значительная часть старшей молодежи вступает в брак). Это происходит и во время весенних гуляний молодежи, и в процессе подготовки и проведения некоторых весенних обрядов (например, у болгар в это время начинается набор девушек в "лазарки”; девушка же, не участвовавшая в таком обряде, не может считаться невестой). В этот же период устанавливаются временные молодежные союзы и объединения. Таким образом определенная часть молодежи переходит постепенно в группу, имеющую право на заключение брака.


24 березня (25.03) открывается Сварга и на Землю спускается Весна — богиня Жива. В её честь празднуют не только люди, но и всё живое. В этот день нельзя работать, а только прославлять Весну, торжество жизни над смертью. В третий раз закликают Весну. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну:

Жаворонушки, летите! //Нам зима-то надоела//Много хлебушка поела! //

Вы летите и несите//Весну красную, лето жаркое! //Весна-красна, ты на чём пришла? //

Ты на сошечке, на бороночке…//Весна-красна, что ты нам принесла? //

Принесла я вам три угодья: //Первое угодьюшко — животинушка в полюшке; //

Другое угодьюшко — с сошечкой в полюшке; //Третье угодьице — пчёлки на налёте; //

Да ещё угодьице — миру на здоровьице!


В этот день женщины "выкликают просо”, поют известную песню "А мы просо сеяли, сеяли”.

А мы просо сеяли, сеяли//Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли. //

А мы просо вытопчем, вытопчем, //Ой, дид-ладо, вытопчем, вытопчем. //

А чем же вам вытоптать, вытоптать? //Ой, дид-ладо, вытоптать, вытоптать. //

А мы коней ей выпустим, выпустим, //Ой, дид-ладо, выпустим, выпустим. //

А мы коней переймём, переймём, //Ой, дид-ладо, переймём, переймём. //

А чем же вам перенять, перенять? //Ой, дид-ладо, перенять, перенять. //

 А шёлковым поводом, поводом, //Ой, дид-ладо, поводом, поводом. //

А мы коней выкупим, выкупим, //Ой, дид-ладо, выкупим, выкупим. //

 А чем же вам выкупить, выкупить? //Ой, дид-ладо, выкупить, выкупить. //

А мы дадим сто рублей, сто рублей. //Ой, дид-ладо, сто рублей, сто рублей. //

Нам не надо сто рублей, сто рублей, //Ой, дид-ладо сто рублей, сто рублей. //

А что же вам надобно, надобно? //Ой, дид-ладо, надобно, надобно. //

А нам надобно девицу, девицу, //Ой, дид-ладо, девицу, девицу. //

В нашем полку убыло, убыло, //Ой, дид-ладо, убыло, убыло. //

В нашем полку прибыло, прибыло, //Ой, дид-ладо, прибыло, прибыло.

25 марта (сухыя)

 25 марта (точная дата не установлена. это примерно 3-4 недели до христианской пасхи) проводят обряд закличек Весны (богини Живы).

    Люди радовались тому, что с каждым днем приближалась пасха, обозначавшая наступление весны. В этот день женщины впекали из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями. Печенья назывались "грачами", "жаворонками" или просто "птичками".

Каждый член семьи брал в руку печенье, выходил на улицу и подбрасывал его в воздух. Одновременно произносились заклички:

Жаворонки, жавороночки! //Прилегпите к нам, //Принесите нам лето теплое! //

Нам зима надоела, //Весь хлеб у нас поела, //Всю скотинку поморили.

В некоторых закличках содержались обращения к живительным силам природы:

Весна, весна красная //Приди, весна, с радостью, //С радостью, с огромною милостию: //

Со льнам большим, //С корнем глубоким, //С хлебом великим.

Во многих местах печенье выпекали в форме небольших крестиков. Считалось, что крестообразное пе-ченье обладает чудесной силой. Поэтому оставшиеся на столе крошки не выбрасывали, а собирали и хранили. Весной, во время севау их бросали в сетево - особое решето, из которого сеяли зерно. Ритуальное выпекание хлеба должно было способствовать новому урожаю, дать силу земле и работавшему на ней пахарю. Крестообразная форма выпечки сложилась под влиянием христианства, а сам обряд сохранился с более древних времен.

С крестообразным печеньем был связан и особый способ гадания. В отдельные печенья закладывали зернышки, чешуйку хмеля или монетку. Впрочем, иногда могли запечь и таракана. Собравшись за столом, все члены семьи брали по одному печенью и одновременно их разламывали. Обнаруженное зерно означало богатство, таракан - будущие сплетни, чешуйка хмеля - веселье.

Часто кресты давали ребятам, которые бегали с ними от дома к дому и выкрикивали особые песенки - заклички:

Крестики, крестики, жавороночки, // Крест подают и водой обдают, //Половина - то говина перевалится, //Кадка с молоком перекатится*

(*Говином назывался пост, время говенья, ограничения в еде.)


В древности обряд закликания совершали взрослые, со временем же его основными участниками стали дети, а заклички вошли в детский фольклор как самостоятельный жанр.

Девицы так же совершали свои заклички, стоя на высоких местах, пригорках или крышах, глядя на восток, поют:

Весна, Весна красная! //Приди, Весна, с радостью, // С великою милостью: //

Со льном высоким, //С корнем глубоким, //С хлебами обильными. //

Весна красна! //На чём пришла, //На чём приехала? //На сошечке, на бороночке?

Расстилают на поле новый холст, кладут на него круглый пирог и, вновь обращаясь на восток, произносят: "Вот тебе, матушка Весна!”. С этого дня начинают петь весенние обрядовые песни-веснянки, посвящённые богине девичьей любви Леле, покровительнице влюблённых.

    Когда игры заканчивались, печенье прикрепляли к веткам деревьев или прятали его под застрехи в сараях или домах. Оставшееся печенье съедали или скармливали скоту.

Если после зазывания весны продолжались заморозки, то совершали особый обряд, обращенный к морозу. Для него пекли небольшие шарики - колобки. Их выбрасывали на улицу, приговаривая: Мороз Красный нос, // Вот тебе хлеб и овес, // А теперь убирайся подобру - поздорову.

Иногда вместо колобков варили овсяный кисель и выставляли его в миске на краю поля или просто на крыльцо. Затем Мороз приглашали отведать кушанье:

Мороз- Мороз, не тронь мой овес, // Приходи кисель есть.

Обычно после зазывания весны начиналась активная подготовка к весенним полевым работам.

Ладодение - в этот весенний день принято воспевать матушку-природу, которая "просыпается" после долгой зимы. Другими словами - это праздник весны и тепла, который наши предки отмечали в честь богини славянского пантеона Лады, покровительницы любви и брака. Некоторые исследователи считают, что Лада является одной из двух богинь-рожениц (аналогичные божества есть в пантеонах почти всех индоевропейских народов), пишет "Календарь праздников". Праздник Ладодения традиционно сопровождающегося у славян особыми обрядами. Все воспевают пробуждающуюся природу. Девушками и молодыми людьми проводятся первые хороводы, посвященные Богине Ладе, покровительнице любви и брака. Женщины залезают на крыши домов, на горки, на высокие стога сена и, воздев руки к небу, призывают весну. Из теста опять изготавливаются журавлики. Обычно эти журавлики-обереги кладут на высокое место - над дверью, чтобы сохранять пространство.




Источник: http://slavyans.narod.ru/holidays/zaklikanie-vesna.html
Категория: Мифы и легенды славян | Добавил: Olwen (15.03.2011) | Автор: Наташка
Просмотров: 17671 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 3
1 RyanRothaarig  
2
очень интересная статья! спасибо автору

2 Olwen  
1
спасибо, за оценку!

3 РЫЖАЯ  
1
Да, спасибо автору за то, что открывает нам интересный мир наших преданий, которые мы успели подзабыть flower

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]