СВАРОГ
Сварог у древних славян является богом-творцом Вселенной, мужским воплощением Рода, богом неба и небесного огня. Этимологически имя Сварога происходит от санскритского (древнеарийского) «svar» (Свар), что означает голос, звук, нота, от которых происходят слова: звучать, петь, светить, сиять, блестеть, сварить, а также Солнце, солнечный свет и небо. Существует и такая трактовка: слово «сварог» переводится как «ходящий по небу», «небесный». также известна такая форма слова Зварог, Зворожины - названия, которые старые люди помнили еще в начале ХХ века. В давние времена им обозначали дневной путь солнца по небу, потом им стали называть небо вообще, небесный свет. Иными словами, сын Рода бог Сварог – это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог. Сварог сварганил (сварил, создал) землю. Сварог является воплощением космических потуг Света, Огня и Воздуха (Эфира), отцом зодиакальных созвездий, которые получили название Сварожичи. Древняя чешская книга «Mater Verborum» – «Мать Слов» – переводит наше имя Сварог словом Зодиак. Значит, Коло Сварога есть ни что иное, как годовой круг созвездий, то есть календарь.
Сварог – отец детей-сварожичей. Мудрый прабог уже давно отдыхает, а дети правят миром. В неолитической мифологии Солнце считалось детищем бога потустороннего мира, чьим атрибутом был огонь.
В дание времена Сварог изображался символически, будучи лишь сборным понятием для богов-месяцев, но позднее его изображали с топориком в золотых руках, или с молотом в небесной кузне. Эпитет Сваргоа – прекраснорукий, Бог-творец; именно от его образа произошло выражение «золотые руки», которое обозначает мастеров любого дела. Второй эпитет – яркий.
Знак Сварога – свастика, изображения которой были наиболее популярными в эпоху бронзы. Свастика обозначала годовое движение солнца и символизировала мужское плодородие. Животные Сварога – золотой бык, вепрь (зооморфный символ солнца), конь и сокол Варгана.
Существовали также имена, производные от «Сварог», которые давались людям, рожденным в январе: СВАРУНА (возможно, от санскритского svaru – жертвенный столб), СВАРУШИ (желание, вдохновение, радость).
Мифы изображают его как бога-кузнеца, а это идентифицируется с творческой и сексуальной силой огня.
Существует миф о том, что с помощью кузнечных клещей Сварог запряг Змея, воплощение зла, в плуг и провел по земле глубокие борозды, отделяя таким образом Явь (мир живых) от Нави (земли мертвых), принося в мир Правь (закон), при этом образовались великие реки: Днепр, Дунай и Дон, а также Змиевы валы. После этого Сварг низверг Змея и всю темную силу в пекло, где Змей остался владыкой мертвых.
В современных неоязыческих религиях Сварог часто изображается как наивысший бог-творец и фигура Триглава, что заканчивает сотворение мира и дает ему Правь.
Сварог создал Вырий-Сваргу и подземный мир, первых людей из камня, научил земледелию, кузнечному делу, послав плуг и кузнечные клещи, научил печь хлеб и делать творог и сыр (некогда считались священной едой, даром богов), дал им законы, например: «закон установити женам за один мужъ посягати... а иже прелюбы деющи, казнити повелеваше, сего ради презваше» (Ипатиевская летопись 1114 г.), стал покровителем семьи и брачных отношений. Его считали превым князем славян, а вторым – сына его Даждьбога «и посем царствова сын его, именем Солнце, его же наричють Даждьбог...Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Даждьбог» (Ипатиевская летопись 1114 г.).
Сварог является небесным кузнецом и покровителем кузнечного дела и кузнецом, опекуном ремесла. Святое Письмо славян – Велесова Книга, написанная на дубовых дощечках, донесла праслаявнское слово «твастир-мастер» (дощечка 22), если вспомнить «Ригведу» – древнее святое письмо ариев, то там мы тоже встречаем рассказ о Тваштаре-творце всего живого и неживого.
Он нашел волшебный камень Алатырь, произнес магическое заклинание – камень вырос, стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей (в индийских Ведах это творение названо Пахтанием океана). Алатырь он использовал и для других важных целей: ударял по нему молотом: из разлетающихся во все стороны искр рождались новые боги и ратичи – небесные воины.
В более поздние времена великий волшебник полуконь Китоврас (греки называли его кентавром Хироном) построил вокруг Алатыря храм в честь Всевышнего. Так появилось слово алтарь – самое святое место в храме.
Бог создал и Синюю Сваргу – страну в небесах, где живут наши славные предки. Яркие звезды – это их сияющие очи, которыми деды и прадеды взирают с небес на наши земные дела. «Сварганить» до сих пор значит – чудесным, мастерским образом сотворить. Варить и «варганить» можно только при помощи огня и воды («вар» – санскр. вода). Сварог – источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он заботился о людях: дал им Солнце – Ра (отсюда наше слово радость) – и огонь, на котором можно было приготовить пищу и у которого можно было согреться в лютую стужу. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.
Существует мнение, что храм Всевышнего с алтарем-Алатырем стоял на склоне священной горы Эльбрус, высочайшей на Кавказе (5600 метров). В древности эту гору называли разными именами: Бел-Алабыр, Белая гора, Белина. Тут же протекает река Белая, а раньше стоял Белый город, где жил народ белогоров. Все названия в этих местах связаны с цветом Алатыря – белого камня, при ударе о который вылетали искры. В тех же краях до недавнего времени стоял величественный монумент великому славяно-русскому герою, потомку белогоров Бусу Белояру.
Возможно, одним из самых важных дел Отца Небесного стали созданные им Малое и Большое Кола (круги) времен – земных и космических.
Сварог – бог-творец и законодатель, отец Сварожичей (Перуна, Даждьбога-Радегаста, Семаргла-Огня и Стрибога-Ветра, Огнь-Сварожича, который родился от искр, высеченных из камня), демиург, соотносимый с Гефестом, по мировоззрению, восходящему к орфической традиции.
Любая кузня, любой горн – это уже капище Сварога, об этом стоит помнить современному язычнику при обустройстве капищ. При деревянном кумире Сварога должен гореть огонь, калиться металл, металлом должен быть обит и сам кумир. На капище Сварога должны быть молот (или железная тяжелая палка-лом) и наковальня. Роль кумира Сварогу может выполнять огромный камень, на котором нанесены символы огня. Именно Сварог начал железный век и научил людей пользоваться железными орудиями. Звуки приятные Сварогу (т.к. он первейший покровитель ремесел и всех мастеровитых) – удары молоточков, звон цепей да завывание огня.
Требы Сварогу приносят молоком или сыром (сырниками) и творогом. Слово "творог" означает – сотворенный, оно однокоренное с именем Сварога, и является символом небесных хлебов.
С приходом христианства, опеку над кузнечным делом взяли святые Кузьма и Демьян, которые также являются хранителями от змей. День празднования Сварога приходится на 14 ноября – Сварожки (более известный как день Кузьмы и Демьяна). Чтят и отца и сына – Сварожича-Огня.
Молитва-славлення (сучасна інтерпретація)
Хай Сварга Синя повниться славленням нашим, бо це Сварог великий тримає в собі Сварожичів, і Перун у ньому крутить колесо Живоявлення. І так творячи, повняться наші душі радістю незбагненною. Це бо Сварог Світлосяйний приніс прадідам нашим вогонь, і кувати навчив і плуга, і зброю, аби достаток був та захищати могли Землю Святу нашу Руську. Править Батько-Сварог із дружиною своєю любою, захисницею нашою, матінкою Ладою, і Боги славу їхньому царству співають, яко діти люблячі, і люд православний жертви приносить - короваї великі, духмяні, сонцеликі. А Волхви жертвенні вогні палять, славлення до Вираю посилають: «Славимо Сварога, Великого Бога, шану йому складаєм, його царство прославляєм».
Слава Рідним Богам!
Сварог Виктора Крыжанивского
Литература:
*Мифологический словарь/Гл. ред. Мелетинский Е.М. – М.: Советская энциклопедия, 1991
*Мифология древнего мира, – М.:Белфакс, 2002
*Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», – М.:Русское слово, 1997
*В.Калашников «Боги древних славян», – М.:Белый город, 2003
*Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», –М.:Рефл-Бук, 2002
*Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. – М.: Астрель, ООО Русские словари, 2001.
Статью подготовила Olwen
|