Служебный дух стихии Земли. Может проявляться в нашем явном мире (мире Яви), как маленькое человекоподобное существо. Обитает под землёй, в горах или в лесу. Ростом Гном с ребёнка или даже с палец, но при таком маленьком росте он наделён сверхъестественной силой. Взрослый Гном носит длинную бороду и живёт гораздо дольше, чем обычный человек.
Поэтому, обычно, они очень уравновешенны и знают множество секретов и преданий глубокой старины. В недрах земли Гномы хранят сокровища – драгоценные камни, руды, соли. Помогают расти кристаллам и растениям, охраняют клады. Они трудолюбивые и искусные ремесленники, могут выковывать волшебные кольца, мечи, кольчуги, ларцы, замки с ключами и другие предметы. Строят в пещерах подземные города, дороги, дворцы и храмы удивительной красоты. Когда надо – Гномы становятся храбрыми и безстрашными воинами. Они могут легко и безшумно передвигаться среди скал и под землёй, становясь невидимыми для человека; прекрасно видят в полной темноте. В сказках Гномы дают людям добрые советы, обучают ремёслам, которые связаны с рудным делом, обработкой камней или металлов. Но бывают и враждебные, злые карлики (например, Чёрные гномы – обитатели миров Тёмной Нави). Когда-то Гномы жили рядом с людьми, помогали рудознатцам, кузнецам, каменотёсам, зодчим, садовникам и огородникам. Но сейчас они ушли далеко от шумных городов, да и люди разучились с ними общаться. Только настоящим рудознатцам помогают они и в наши дни, открывая кое-какие секреты. Не только старинные, но и современные сказки про хоббитов и Гномов очень похожи на правду. Но само слово «гном» придумал и ввёл в обиходную речь в XVI веке немецкий учёный Филипп Парацельс. Он образовал его от греческого слова «гнозис» – знание, учение. То есть «гномы» – это те, кто владеет древним знанием или обучен какому-либо мастерству. Наши предки – Славяне и Арии – называли подземных кузнецов Хмурами, Людками (человечками), Копарями. В одной из рукописей Соловецкого монастыря описан подземный город: «Вверх той великой реки Оби люди ходят под землёю иной рекою день и ночь, с огнями и выходят на подземное озеро, и на том озере свет причудный и град великий». Согласно русским преданиям, это у Хмуров научились люди кузнечному ремеслу, а искусству добывания железной руды – у Копарей. Это о них остались упоминания в русских народных сказках: «Мальчик-с-пальчик», «Мужичок-с-ноготок», «Крошечка-хаврошечка» и другие. В странах Западной Европы очень любим детьми добрый Гном-сказочник Оле-Лукойе.
«Правда это или байка – Так суди иль по-иному, Верь не верь, а всё ж узнай-ка: Есть народец малый – Гномы.
Как ему не подивиться! Невелик росточком вышел – Войско в тыкве уместиться: Каждый семечка повыше.
Где ж они? А на пригорке, И под камнем, и в чулане, В каждой ямке, в каждой норке – Вот спроси у старой няни!..» («О Гномах и сиротке Марысе» М. Конопницка) «…Есть чудесная страна – Дараинна, обитель корней растений и семян. Её крошечные обитатели – Гномики в белых колпачках, помогают вырасти из крошечного зерна огромному дереву. Они ворожат над корешками и пестуют их, охраняя от недобрых сил». («Роза мира» Д.Л. Андреев)
«Да расскажи мне, пожалуйста, кто вы таковы?» – продолжал Алёша. «Неужели ты никогда не слыхал, что под землёю живёт народ наш? – отвечал министр, – Правда, не многим удаётся нас увидеть, однако бывали примеры, особливо в старину, что мы выходили на свет и показывались людям. Теперь это редко случается, потому что люди сделались очень нескромны. А у нас существует закон, что если тот, кому мы показались, не сохранит этого в тайне, то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти далеко-далеко, в другие страны…». «Я даю тебе честное слово, что никогда не буду ни с кем об вас говорить, – прервал его Алёша, - Я теперь вспомнил, что читал в одной книжке о Гномах, которые живут под землёю. Пишут, что в некотором городе разбогател один сапожник – он шил сапоги и башмаки на Гномов, плативших ему очень дорого…» («Чёрная курица, или подземные жители» А. Погорельский)
«…Решил тогда Клаас остаться в кузнице – посмотреть. Кто так споро трудится. В полночь в кузнице появился Гном, тот самый, которого кузнец выручил из беды, и принялся за работу, да так ловко и споро, что к утру работа за троих была сделана. Радуется Клаас, подмастерьев отпустил, сам целыми днями с невестой гуляет, а работа в кузнице тем временем справно идёт. «Надо бы мне как-нибудь отблагодарить Гнома», - подумал Клаас и заказал у портного маленький зелёный кафтан с золотыми позументами, зелёные брюки и шляпу, а у сапожника – крошечные башмаки. Вечером разложил он всё это в кузнице, повесил на стену зеркало и приготовил воду с кусочками мыла…» («Кузнец и Гномы», нидерландская народная сказка)
«Целый день Гномик трудился в саду. Там зрели яблоки. Он их раскрашивал: румянил, золотил, самые спелые сбрасывал на землю. Гномик знал, что Старому Хозяину уже не под силу залезть на дерево, он будет рад поднять спелое яблоко с земли…» («Жил-был горбатый Гномик» М. Войтешонок)
«Совсем Сашка уже решил идти домой, когда рядом остановился маленький старичок в высокой остроконечной синей шапке с красной кисточкой и тихим голосом попросил: «Не можете ли вы, молодой человек, перевести меня на другую сторону?» Сашка взял старичка за руку и перевёл через улицу. «Спасибо!» - сказал старичок и вежливо приподнял шапку только на одну секунду, но Сашка успел заметить, что на голове у старичка растут не волосы, а цветы-одуванчики и ромашки. И хотя Сашка знал не очень много старичков, всё-таки он подумал, что это странно. Да и зима ведь, – какие зимой одуванчики и ромашки! Сашка не подал виду, что разглядел цветы, но старичок сам догадался, поднялся на носки, чтобы дотянуться до уха мальчика, и зашептал: «Тут нечего удивляться, потому что я ведь не обыкновенный Гном, а Цветочный. Чему же расти на голове Цветочного Гнома? В молодые годы росли пионы и розы, а теперь одуванчики и ромашки…» («Кукушонок, принц с нашего двора» А. Шаров)
« В сладкие чащи Несутся зелёные воды. И песня знакомого Гнома Несётся вечерним приветом: «Вернулись Ко мне мои дети Под розовый куст розмарина… Склоняюсь над вами Цветами Из старых столетий…» («Родина», Андрей Белый)
«Пастушата очень удивились, увидев маленького человечка в плаще, в колпачке, с книгой под мышкой, с чернильницей на поясе и пером на плече. Юзек подтолкнул Стаха и шепнул, показывая пальцем: «Гномик!». А Чудило-Мудрило, который подошёл уже совсем близко, кивнул им и улыбнулся приветливо. Ребята смотрели на него разинув рот, как зачарованные. Они не то чтобы испугались, а просто онемели от неожиданности. Бояться тут нечего – даже малые дети знают, что Гномы никому не делают зла, а бедным сиротам ещё и помогают. Стах помнил, как позапрошлой весной вот такой же малюсенький человечек помог найти ему и пригнать на пастбище убежавших в лес телят. А на прощенье насыпал полную шапку земляники, погладил по голове и сказал: «На вот тебе, не бойся!»... …Когда Гномы замолчали, Король продолжал: «Не все сокровища отдала Мать-земля людям – она доверила их и нам, своим маленьким слугам. Мы стережём их, но не богатеем. Мы не превращаем слёз бедняков в жемчуг, не покупаем и не продаём бриллиантов, не чеканим из золота монеты. Мы только любуемся блеском драгоценностей, славим Землю и верно храним её богатство». «Коли вы такой добрый, скажите, откуда же взялись эти сокровища?» - спросил Пётр. «Из земли. Сокровища – это всё, что потерял и чем пренебрёг человек: пропавшая даром минутка – сапфир; брошенный кусок хлеба – сверкающий жемчуг; сила, не послужившая на пользу людям – чистое золото. Если бы люди не теряли своих сокровищ, они бы разбогатели. А так сокровища уходят в землю, и мы их стережём». («О Гномах и сиротке Марысе» М. Конопницка)
«Вдруг послышалось старухе, кто-то говорит за печкой человеческим голосом: «Матушка! Сними меня отсюда!». Изумилась она, сотворила честной крест и спрашивает: «Ты кто таков?». «Я твой сынок, народился из твоего мизинчика». Сняла его старуха, смотрит – мальчик крохотный-крохотный, еле от земли видно! И назвала его Мальчик-с-пальчик». («Мальчик-с-пальчик», русская народная сказка)
«Жили старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась дома блины печь. Старуха напекла блинов и говорить: «Если бы был у нас сын, он бы отцу блинов отнёс; а теперь с кем я пошлю?». Вдруг из хлопка (клочок очёсов льна) вылез маленький сыночек и говорит: «Здравствуй, матушка!..». А старуха и говорит: «Откуда ты, сыночек, взялся и как тебя звать?». А сыночек и говорит: «Ты, матушка, отпряла хлопочек и положила в столбочек, я там и вывелся. А звать меня Липунюшкой. Дай, матушка, я отнесу блинов батюшке». («Липунюшка», русская народная сказка)