БАНЬШИ Банши, иллюстрация к «Легенды и традиции южной Ирландии» Т. К. Крофтона, 1825 г.Баньши, бэнси,
бансии, беан ши ("небесные женщины") - в ирландской мифологии феи, в
которых превратились боги из Племен богини Дану после того, как на территории
современной Ирландии появились сыновья Миля, предки ирландцев. Эти боги и
богини вынуждены были уйти в глубь земли и жить под холмами в чащобах,
прятаться среди болот в заколдованных лесах,
и среди облаков в волшебных небесах.
Согласно
поверьям, баньши могут принимать любой облик - облака, тени, куста, девушки и
т.п.
Каждый порядочный
ирландский род должен, безусловно, пользоваться покровительством женщины из-за
Холма (или из-под Холма, что, в сущности, одно и то же). Потому что если род
этого покровительства лишен — то какой же он, в самом деле, порядочный?
Баньши следит за
многим: за рождением младенцев и воспитанием юношей, за домашним очагом и за
тем, чтобы конь не запалился, а копье не сломалось. Она — то мудрая мать, то
старшая сестра. Если ирландец умирает, женщины его рода собираются оплакать
его. И среди них — баньши. В последние минуты она является в траурных белых
одеждах, чтобы расчесать волосы умирающего своим серебряным гребнем и оросить
лицо слезами, а затем отходит в сторону и вместе с прочими женщинами поет
отпевальную.До сих пор многие верят, будто их заунывный плач, называющийся "Киэнинг"
и слышный по ночам, непременно предвещает близкую человеческую смерть.
Она меня чешет
серебряным гребнем
И проливает
потоки слез.
(Английская
народная баллада «Элисон Гросс»)
Автор
"Демонологии и колдовства" сэр Вальтер Скотт полагал, что баньшиМифические
существа - Баньши не столько существо, имеющее облик, сколько зловещий смертный
вой, наполняющий ужасом ночи Ирландии и нагорья Шотландии.
Люди представляют
баньши женщиной с длинными распущенными, черными волосами, в просторных
одеяниях, с припухшими от слез глазами, или в облике мерзкой и уродливой
старухи со спутанными седыми волосами. Фея баньши может быть и бледнокожей
красавицей в длинном саване, а иногда может являться в образе рано умершей
невинной девы - родственницы семьи.
Заколдованный лес
из артуровской легенды был населен прелестными феями. Одна из них,
Жестокосердная дама, волшебница-искусительница, описанная поэтом Дж. Китсом,
была баньшей, которая завлекала смертных странствующих рыцарей, вселяя в них
безрассудную страсть, а потом оставляла их, лишенных воли к жизни, бродить по
холмам "в угрюмом одиночестве и без смысла".
Традиционно, если
человек умирает, его принято оплакивать - на его похоронах и делают это
женщины-плакальщицы. У многих больших галльских кланов есть женщина-фейри,
связанная с ними. Когда член семьи умирает, она появляется чтобы оплакать его.
В историях описывается, что баньши появляется, когда член семьи умирает далеко
от дома, или же плач баньши может служить первым указанием на смерть. Однако,
чаще всего в легендах их встречает человек, который ещё не знает, что умер
кто-то из его родных. Голос баньши похож одновременно на собачий вой и жалобные
крики птиц.
Когда эти устные
ирландские предания были впервые переведены на английский язык, появилось
отличие в трактовке образа баньши между оригинальной версией и переводной. Так,
погребальный плач по умершему превратился в вой и стенания, предвещающие
смерть. В этих историях вой баньши предвещал скорую гибель члена семьи, а тот
кто видел баньши, должен был вскоре умереть сам.
БМифические
существа - Баньшианьши коварны и очень скрытны. Но мало кто видел эту «сказочную
женщину».
В современных
компьютерных играх образ баньши приобрел крайне негативную окраску; в целом
баньши там характеризуются как достаточно уродливые призрачные сущности,
обладающие целым рядом умений, которые (согласно мифологии) им вообще были
несвойственны, в частности, способность приносить смерть только воплем
(keening). Изначальное предназначение баньши - не приносить смерть слышащему, а
констатировать скорую смерть члену семьи (клана) слышащего.
Это интересно: в
одной из версий истории о Макбете вместо трех ведьм фигурируют три баньши — они
не обращаются к Макбету напрямую, а просто оплакивают сперва кавдорского тана,
потом шотландского короля, а там и самого Макбета. Вполне логично: для столь
знатных персон одной беан ши, конечно же, мало. Банко они не предрекали стать «предком
королей», потому что этого персонажа придумал уже Шекспир —
желая сотворить «великого предка» царствовавшему
в то время королю Якову I.
Дурной репутации
прибавили плакальщицам и некрасивые выходки богинь. Так, например, зловещая
Морриган повстречалась перед последним боем прославленному герою Кухулину — она
отмывала в ручье его окровавленные доспехи и пела каойнеад. Кухулин понял, что
бой этот — для него последний, и стало так; а вы смогли бы с таким знанием
победить в сражении?
Если ирландцы все
же сохранили о беан ши добрую память, то шотландцы (они именовали плакальщиц
беан нигх или беан шитх) пришли к выводу, что плакальщица приходит
непосредственно из мира умерших, чтобы напророчить смерть тому, кому бы еще
жить да жить. При этом, опять-таки, нередко поминается стирка окровавленной
одежды или Мифические существа - Баньшисавана («беан
нигх» означает «стирающая женщина»), что
заставляет заподозрить козни Морриган... Из прекрасной девушки беан шитх
постепенно превращается в чудище: то обнаружат у нее перепонки между пальцами,
то клыки, то обвислые груди. Конечно, такой «красавице» белое
уже не к лицу; шотландские плакальщицы ходят в зеленом. Некоторые оспаривают
загробную сущность беан нигх — дескать, она «всего
лишь» сродни чудищу-карге (hag).
Есть и другая
гипотеза: дескать, баньши — это эльфийка, фея, а может, и человеческая женщина,
умершая родами в результате какого-то фантастического небрежения со стороны
мужа. Это, с одной стороны, объясняет пронзительность ее голоса, а с другой —
ее действия; считается, что баньши стократ более охотно причиняет смерть
мужчинам, нежели женщинам. В этом случае она утихомирится, если самолично
покончит с бывшим мужем; а если тот ухитрится помереть своей смертью — все, она
будет гоняться за мужчинами вечно.
Согласно третьей
версии, это волшебница (или опять-таки эльфийка), чью могилу разорили и
поставили на ее месте... тут мнения расходятся — то ли кабак, то ли вообще
публичный дом. Подлететь к кабаку и устроить его завсегдатаям концерт по
заявкам баньши не может, и сровнять помещение с землей следует живым.
Какую версию ни
прими, из нее следует, что обычное, так сказать, физическое устранение баньши
будет недолгим (если вообще удастся). Максимум через год, а скорее всего — в
ближайшее полнолуние дух снова выпорхнет из-под земли, и мало никому не
покажется. При этом даже на пару дней упокоить ее может лишь истинный святой,
которому совершенно случайно довелось оказаться поблизости от жертвы баньши —
или, быть может, чародей, но в последнем случае рецепты тщательно охраняются.
«…Ночной
воздух прорезал низкий вой, переходящий в пронзительный визг. Глаза Рода резко
распахнулись. Сирена? В этой культуре? Звук доносился слева, он поднял глаза —
и увидел там замок на вершине холма. И там, у основания башни, что-то пылало и
пронзительно визжало, словно «черный ворон», оплакивающий
смерть нескольких патрульных машин. Посетители в беспорядке выбежали из
трактира и столпились во дворе, глазея и тыча пальцами.
— То баньши!
— Снова!
— Нет, все будет
хорошо. Разве он не появлялся уже трижды? А королева все жива!…» (К.Сташефф «Чародей
поневоле»).
Позже, стали считаться разновидностью фейри. В верованиях жителей горной Шотландии у баньши длинные распущенные волосы, серые плащи поверх зеленых платьев, красные от слез глаза. Баньши опекают старинные человеческие роды, издают душераздирающие вопли, оплакивая смерть кого-либо из членов семьи. Когда несколько баньши собираются вместе, это предвещает смерть кого-либо из великих людей. Увидеть баньши - к скорой смерти. Плачет баньши на языке, которого никто не понимает; в ее воплях будто сливаются воедино крики диких гусей, рыдания брошенного ребенка и волчий вой. Порой баньши принимают облик уродливой старухи со спутанными черными волосами, одной единственной ноздрей и выпирающими передними зубами. Порой становится бледнокожей красавицей в сером плаще и в саване. А иногда является в образе рано умершей невинной девы из числа членов рода. Она то крадется среди деревьев, то лает вокруг дома, оглашая воздух пронзительными воплями. Есть история о том, как некая женщина увидела в своем окне баньши. Та сидела снаружи, на каменном выступе; у нее были рыжие волосы, которые казались охваченные пламенем на фоне белого платья и мертвенно-бледной кожи. Она что-то монотонно напевала, а потом вдруг исчезла словно растаяла в воздухе. Наутро выяснилось, что у женщины в эту ночь умер брат. Есть и такая история: некий фермер встретил баньши у моста. Он увидел сидящую на перилах старуху, поздоровался и только тогда заметил, что у старухи очень длинные волосы, рыжие, с багровым отливом. Старуха сидела понурившись, словно чем-то опечаленная. Когда она повернулась к фермеру лицом, у того внутри все замерло: кожа бледная, как у трупа, лицо в пятнах, как индюшиное яйцо... Старуха выпрямилась в полный рост, и оказалось, что она втрое выше самого высокого человека. Фермер мысленно попрощался с жизнью, но старуха шагнула с моста прямо в воду и исчезла. Наутро фермер узнал, что ночью умер старки-сосед, последний в древнем роду.. По материалам: К.Королев. Мифология Британских островов. Энциклопедия. Мабиногион: Волшебные легенды Уэльса. Мифы народов мира.
|