Пятница, 29.03.2024, 09:03
Меню сайта
Альбомчики
Статьи по интересам [25]
Статьи по интересам наших творческих лаборантов
Мифы и легенды славян [27]
Крупицы информации о мифах и легендах славян
Мифы и легенды народов мира [12]
Мифы и легенды народов мира
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 366
Какие из наших статей вам наиболее интересны?
Всего ответов: 225
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи по интересам

Ловцы снов
    Ловцы снов
Думаю, в наше время трудно встретить того, кто бы не знал о Ловцах Снов хоть самую скудную информацию. Не малую роль в подобном «пиаре» сыграл фильм по мотивам книги Стивена Кинга с одноименным названием, лично мне непонятным, потому как ничего общего между названием и сюжетом нет. Но, несмотря на это, Dream Catcher приобретает все большую популярность не только среди населения Америки, но и всего мира.
    Но почему-то эта популярность мало сказывается на обилии информации. Цель данной статьи собрать воедино всю известную мне информацию. Если у вас будут какие-то дополнения, уточнения с удовольствием выслушаю и приму к сведению.
  
 Начнем с определения, которое дает Википедия:

    Ловец снов — индейский талисман, защищает спящего от злых духов. Плохие сны запутываются в паутине, а хорошие проскальзывают сквозь отверстие в середине. Представляет собой паутину из суровых ниток и оленьих жил, натянутых на круг из ивовой ветви; также на нитке вплетают несколько перьев. Вешают над изголовьем спящего. Такой амулет можно сделать своими руками или купить в сувенирной лавке. По одной из древних легенд старейшина индейского племени Лакота взошёл на гору, и там у него было видение, в котором к нему явился древний учитель мудрости в обличье паука. Пока они разговаривали, паук согнул ветвь старой ивы в кольцо и, украсив его пером птицы, стал плести вокруг кольца паутину. Он говорил о том, что этот ивовый круг символизирует круг жизни человека: младенец рождается, вырастает, вступает во взрослую жизнь... Потом он начинает стареть и берёт на себя заботу о новых младенцах. Так круг замыкается. Обруч из лозы также символизирует жизненный путь человека. Говоря это, паук плёл свою паутину, и только в её центре осталось отверстие. Тогда он сказал: «Есть множество дорог по которым двигается человек – каждый сам выбирает свой путь. И в каждый момент жизни человеком владеют страсти. Если они добрые – то направляют его по верному пути, а если они злые – человек идёт по ложному пути. Паутина – это идеальный круг, но в самом центре есть отверстие. Добрые мысли пройдут через центр к человеку. Злые мысли запутаются в паутине и исчезнут с рассветом» С тех пор индейцы этого племени начали плести символические ловушки из паутины.
 
    Смысл и назначение Ловца Снов у разных индейских народов различны. Так у оджибве Ловец Снов «фильтрует» сны, пропуская лишь приятные и добрые. Злые и страшные сны запутываются в его паутине и с первыми лучами солнца рассыпаются.

    Вот как объясняет появление и назначение Ловца Снов оджибвейская легенда.

    Давным давно народ оджибве жили на Черепашьем Острове (так некоторые индейские народы именуют Америку). Бабушка-Паучиха, Асабикаши, заботилась о своих детях, людях земли, но когда народ оджибве расселился по четырем углам Северной Америки, Асабикаши стало трудно совершать путешествия к каждой колыбели, и тогда она научила женщин плести волшебные паутинки для маленьких детей, из ивовых прутьев и сухожилий или ниток из растений. Круглая форма Ловца Снов символизировала ежедневное путешествие солнца по небу, количество мест, где паутинка соединяется с обручем равно восьми, означая восемь ног Бабушки-Паучихи. Паутинка на обруче задерживала плохие сны, а через маленькую дырочку в центре пропускала к детям только приятные сны и добрые мысли. По этому когда вы увидите маленькую асабикаши, не следует ее пугать - уважайте и защищайте ее как она защищает вас от плохих снов.

    По традиции к центру Ловца Снов привязывали перо, символизирующее дыхание, воздух - самое главное в жизни. Но не любое перо годиться для Ловца Снов. Например, перо совы привязывали для обретения мудрости и оно считалось женским, а орлиное перо, считавшееся мужским - для храбрости.

    Ловцы Снов из тоненького прута ивы и сухожилий оджибве делали для детей. Они не были предназначены для длительного использования и в этом есть своя философия. Со временем ива высыхала и напряжение сухожилий ломало обруч. Это символизировало быстротечность молодости. Обруч же для взрослых следует делать из нескольких сплетенных между собой прутьев или из одного, но крепкого.

   Точно узнать, где и когда был впервые сделан Ловец Снов, вряд ли удастся. Существует несколько легенд о происхождении Ловца, наибольшее распространение получила легенда индейского племени Лакота. Лакота, в отличие от оджибве, считают что Ловец Снов ловит добрые мысли и сны, а пропускают все негативное.
   
    Давным-давно, когда мир еще был молод, шаман был высоко в горах, и ему пришло видение. В этом видении перед ним предстал Паук Иктоми, Великий Шаман и Учитель Мудрости и заговорил с ним. Во время разговора, Иктоми поднял ивовый обруч старца, к которому были привязаны перья, конский хвост, бусы и начал плести паутину. Он поведал старому шаману о том, что на протяжении всей нашей жизни мы сталкиваемся со множеством сил, и некоторые из них несут нам вред, а некоторые, наоборот - могут помочь. Если ты будешь прислушиваться к добрым силам, откроешься им, то они с радостью помогут тебе идти в нужном направлении. Но если твой выбор окажется неправильным - ты можешь пострадать.
    Когда Иктоми закончил свою речь, он подал шаману паутину и сказал:
    - Эта паутина - идеальный круг с дырой в центре. Используй паутину, чтобы помочь своему народу достичь цели, черпая из источника видений и снов. Если ты доверишься Великому Духу, паутина будет ловить добрые идеи, а злые будут проходить сквозь дыру.
    Старый шаман передал видение своему народу, и с тех пор многие индейцы вешали Ловец Снов над своей постелью чтобы отсеять сны и видения. Добрые ловятся в паутину жизни и хранятся людьми, а зло отделяется от снов, проскальзывая сквозь дыру в середине паутины, и перестают быть частью их жизни.

    У шайенов существовал даже особый тип священных щитов. Каменный Лоб - Хранитель Священных Стрел - однажды узнал в видении, как изготовить четыре таких щита в форме Священного Сетчатого Колеса. Шайены считают, что круг обозначает бессмертие, ибо, как и у круга, у Творца нет ни начала, ни конца. Таким образом, при изготовлении четырех святых щитов, открывшихся ему в сновидении, Каменный Лоб воспроизводил форму самого Священного Сетчатого Колеса. Эти щиты получили название Окзем Хоува и обладали такой огромной силой, что их не могла пробить ни одна пуля, ни одна стрела, даже несмотря на то, что на них не было бизоньей кожи.
    У лакота такие щиты назывались «tok"a». Они были сделаны так же на основании видения данного самим Иктоми, и приняли форму обруча с паутиной с восьмью Священными Сетчатыми Колесами, прикрепленными к деревянному обручу каждого из щитов. С обруча свисали орлиные перья, образуя второй круг вокруг священного круга, которым был сам щит. На них нет покрышки из бизоньей кожи. Ее и не требовалось, так как эти щиты получили свою силу от Иктоми-Паука, а Паук обладает великой силой: он плетет свою паутину, и ее не могут разбить пули или стрелы. Они могут лишь пройти сквозь нее, не причинив вреда. Таким образом, Иктоми-Паук обладает силой, способной уберечь людей от бед. Его сила так велика, что четыре щита с паутиной, которые он открыл, могли отвести в сторону ружья врагов, даже несмотря на то, что их лицевая часть представляла собой лишь паутину.
    Говорят, что Ловец Снов содержит силу повелевать судьбой.
    Существует еще одна легенда о Женщине-Пауке, в ней можно проследить параллель с принятым поверьем, что в первых лучах Солнца тают все негативные сны. Помимо этого, прослеживается символический архетип Богини-матери, прародительницы всего живого на земле, но это уже другая тема.

    «Давным-давно в древнем мире все племена жили вместе на острове, который назывался Черепаховым – в то время Женщина-Паук стала помогать людям возвращать солнце. Она строит свое жилище до самого рассвета – и если проснуться с рассветом, то можно увидеть, как она ловит своей сетью солнце.
    Женщина-Паук взяла на себя заботу о детях этой земли – и продолжает делать это по сей день. Когда ее дети расселились по другим землям, ей стало сложно справляться одной, и она попросила своих сестер, бабушек и всех родственниц помочь ей в плетении магических паутин, чтобы ловить солнце во всех землях, которые заселили ее новые дети – они делали круг из ветви ивы и иных растений и ткали свой таинственный узор.»

    Однако, как показывает практика, не все, что попадает в паутину ловца, имеет тенденцию исчезать на рассвете. И еще одна легенда, как раз повествующая о том, что человек просто не запоминает плохие сны, которые погрязли в паутине:

    «Над кроватью одной старой женщины день за днем плел свою паутину паук. И однажды его увидел маленький внук и замахнулся на него башмаком, чтобы убить, но старая женщина остановила мальчика: «Не причиняй ему вреда!» «Но почему ты защищаешь паука?» – воскликнул тот. Старая женщина улыбнулась, но ничего не ответила. И когда мальчик ушел, паук подполз к женщине и поблагодарил ее за спасение ему жизни. Он сказал ей: «Столько дней ты наблюдала за моей рутинной работой и любовалась ей, и в знак благодарности за спасение моей жизни я дам тебе подарок».
    Он улыбнулся своей паучьей улыбкой и уполз продолжать свое плетение. И вскоре, когда луна, медленно двигаясь в окне, озарила его работу таинственным серебристым светом, паук сказал: Видишь, как я плету? Смотри и учись – каждая паутина – это ловушка для плохих снов. Только хорошие сны могут пройти сквозь маленькое отверстие. Это мой подарок тебе – пользуйся им и только хорошие сны ты сможешь вспомнить. Плохие сны безнадежно завязнут в паутине».

    Некоторые полагают, что Ловец Снов это наследие культуры североамериканских индейцев. Однако это, если и не ошибочно, то, во всяком случае, не полно. Ловцы Снов, Ловушки для духов сновидений пришли к нам из шаманских практик не только коренного населения Америки, но и народов Севера, Сибири, Азии и т.д.
    Внешне Ловец снов похож на решето – круглый каркас с натянутыми на нем нитями, которые образуют различные узоры. Причем каждый из узоров несет свой эффект. Например, Ловцы индейцев притягивают «плохих» и «хороших» духов сновидений. А потом отсеивают «плохих» – те запутываются в паутине и растворяются с первыми лучами солнца – а «хорошие», зная правильную дорогу, мягко скользя по перьям, спускаются к спящему, неся ему светлые, безмятежные сны.
    Иное предназначение у Ловушек народов Сибири – они являются непосредственным предметом силы у шаманов и служат для работы в сновиденческой практике. Задерживаемые в них духи не делятся на «хороших» и «плохих». За день они ловятся в паутину, задерживаясь в ворсинках меха, а ночью во время сна спускаются по центральному шнурку к спящему шаману, превращаясь в образы. Это делает сны более яркими, острыми, динамичными и зачастую жесткими – потому что работа с подобным Ловцом снов подразумевает борьбу, где нужно выйти победителем. Образы (и далеко не только приятные), которые являются во снах, способствуют активизации и точном осознании себя внутри сна – это одна из самых распространенных шаманских техник. Однако, неумелое использование ловушки может привести к печальным последствиям, поэтому к работе с ней нужно подходить серьезно.
    Придавая большой сакральный смысл кругу – символу бесконечности, цикличности, единения – именно так он воспринимается в шаманских практиках – можно отождествить Ловец снов с путешествием Солнца по небосклону. Помимо этого в Кытгьем (корякск. «приманка») – так называется азиатский вариант ловушки – можно увидеть не мало символичного: это и фигурки зодиакальных животных, либо же небольшие вещички, которые шаман привязывает на ловушку в знак напоминания, чтобы вспомнить давнишние сны; это и 36 направляющих нитей, левосторонняя спираль, узлы и многое другое – обо всем не напишешь, а ищущий найдет…
Ловец снов, кытгьем – это в первую очередь предмет силы и поэтому я считаю, что делать их надо самостоятельно, с долей намерения и соответствующей настройкой. В специализированных магазинах выбор может быть невообразимым, но то, что поставлено на конвейер – вряд ли удовлетворит нас, я уж промолчу о том, с какими мыслями могли сделать их.


    Кытгьем – ловушка для духов сновидений
        Ловушка для духов сновидений представляет собой каркас с натянутыми на нем нитями (по типу сита). Различные конфигурации узоров, созданные переплетающимися нитями, вызывают те или иные сновидческие эффекты.
    Сильными считаются ловушки сибирских народов. Они предназначены только для шаманской работы, потому что задерживаемые ими духи не сортируются на добрых и злых. Это обстоятельство делает сновидения более динамичными, яркими и жесткими по содержанию. Работая с такой ловушкой, человек учится бороться и побеждать. Насыщенность сновидения различными образами (иногда пугающего содержания) способствует осознанию себя внутри сна. Достижение осознания себя во сне является одной из самых распространенных техник шаманского наследия, но ко всему следует подходить разумно. В мансийском сказании «Сонный человек» приводится пример неумелого использования сновидческой ловушки.

    Герой рассказа, желая избавиться от сонливости, вешает в изголовье слопец (силок) и ложится спать. Ночью в его силок попадается пестрая тетерка – его душа. Герой бросает ее в огонь, думая, что это она виновата в его недуге. О случившемся узнает его друг. Он неодобрительно отзывается о происшедшем и говорит, что тетерку надо было съесть, дабы душа не ушла. В крайнем случае надо было выпить тетеревиное яйцо, чтобы душа возродилась вновь. Герой не находит яйца и вскоре умирает. Так он расплачивается за свое незнание шаманских приемов.
    Кытгьем (корякск. «приманка») – один из вариантов азиатской ловушки для сновидений – рама с натянутыми двухцветными жилами (нитями), часть из которых разбивает окружность на 36 неравных частей, а другая часть формирует левостороннюю спираль. Смещенный вверх центр обозначается меховым кружком, от которого отходит длинный кожаный шнурок с меховыми кисточками на концах. Еще три таких же шнурка прикрепляют к нижней части рамы. Различные фигурки животных и духов размещают без какого-либо порядка по всему полю плетения.
    Форма ловушки типа кытгьем, по всей видимости, была навеяна видом окаменевшего головоногого моллюска аммонита, жившего на земле с девона палеозойской эры (410 млн. лет назад) по меловой период мезозойской эры (70 млн. лет назад). Свое научное название аммонит получил от имени древнеегипетского бога Солнца Амона, изображавшегося с головой барана. Созерцание аммонита в древности использовали для достижения осознанности во сне и обретения дара пророчества. Аммонит причисляли к священным драгоценным камням Эфиопии. Он символизировал Юпитера-Амона. Помимо этого, спираль с древнейших времен считалась символом солнца.
    Каждая часть ловушки наделяется особым сакральным смыслом. Круглая деревянная рама передает целостность и гармонию Вселенной, ее оплот и одновременно бесконечность. Иногда к ней привязывают 12 фигурок годового цикла. 36 направляющих нитей темно синего (черного) цвета символизируют Землю и Серединный мир вообще, а левосторонняя спираль из красной нити отражает характер Полуночного Солнца, светила страны сновидений.     Меховой центр – это приманка для духов, 4 кожаных шнурка – дороги духов, узлы – сила намерения. Считают, что в течение дня духи поднимаются по трем нижним шнуркам, проходят через спираль и задерживаются в ворсинках центра. С наступлением ночи пойманные таким образом духи спускаются по центральному шнурку и становятся образами снов. Приснившиеся образы запечатляются впоследствии на ловушке в виде маленьких фигурок, которые шаман подвешивает в разных местах поля плетения. Таким образом, ловушка служит и своеобразной записной книжкой, по которой можно вспомнить давнишние сны.

Создание традиционного ловца. Азы.
    Итак, круглым каркасом в ловцах снов «по идее» служит ивовый прут, скрученный в круг. Однако, это не факт – во многом исключительно психологическая фишка – я с тем же успехом использовала и пяльцы, и металлический обод – с ними даже удобнее и красивее. В общем, выбирайте сами.
    Еще один немаловажный момент – перья. В идеале для мужского ловца используют перья орла, а для женского – совы.
    Берем обруч и начинаем его оплетать нитью – если используется ивовый прут – оплетать придется обязательно, да еще и нитью потолще. А вот на пяльцах можно этим пренебречь – как альтернатива – на дереве выжигаются различные символы, знаки и всякое такое. И еще – опять игра с психологическими заморочками – оплетаем по часовой стрелке. Можно умудриться обойтись вообще без закрепляющих узлов в начале и когда делаете петельку – но рассказать об этом тяжелее, чем показать, так что фантазируйте сами.
   После того как закончили с обручем – переходим к плетению самой паутины. Паутина плетется поэтапно, круг за кругом. Число кругов – дело ваше, надо учесть диаметр обруча и помнить, что во всем нужна мера.
По мере плетения можно вязать узы или нанизывать бусины. Нить лучше натягивать, чтоб паутина не провисала.
    И главное мыслить в правильном русле – мысли, намерения, установки.
    Плетение можно сопровождать словами, стихом. Придумаете ли вы слова сами, или воспользуетесь популярным в сети заклинанием.

    Заклинание Хранителя Сновидений.
    Открой мне все свои сны,
    Сновидящий,
    Открой мне
    Мелодии твоего сердца,
    И я смогу окутать их
    Одеялом голубого облака,
    И уберечь от грубых пальцев
    Этого мира.

    Когда подойдете к центру, может понадобиться игла, чтобы продеть в отверстие центральной бусины или кристалла нить и закрепить паутину. Теперь черед перышек и других украшательств – ну это все на ваше усмотрение.
    О том, как делается шаманская Ловушка типа кытгьем, об этом подробно можно прочитать в книге О.Диксон и И.Ядне «Шаманские практики в кланах Ворона и Малого Лебедя» (издательство: Рефл-бук, Москва, 2001).
    Обычно Ловцов вешают в изголовье, чтобы у них была возможность вращаться и ловить пролетающие мимо сны (и не только). Мой ловец висит под люстрой в центре комнаты и кружится как локатор, правда середина нашей комнаты находится рядом с кроватью.
    К вопросу о чистоте Ловца – согласно легенде племени Лакота – «плохие» сны растворяются с первыми лучами солнца. Выходит, что как таковую чистку ловушки проводит не надо. Однако, эфир настолько наполнен всякими «чудами», что советуют Ловец снов время от времени «проветривать» -  вешать его под белые хлопья снега или же держать на ветру и в лучах Солнца и в неясном свете Луны.

Ловец снов, изготовленный Endy


Статью подготовила Raven


По материалам:
Википедии - свободной энциклопедии;
http://www.aworld.ru/maska/forumsp2074.htm;
www.grimuar.com.

При копировании материалов, ссылка на сайт обязательна




Категория: Статьи по интересам | Добавил: Raven (05.03.2010) | Автор: Ann Raven
Просмотров: 10187 | Комментарии: 5 | Теги: dream catcher, статьи о ловцах снов, ловцы снов | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 5
1 Olwen  
1
Сновидениям в шаманизме всегда уделялось особое внимание. При определенном подходе они становятся не просто набором стихийно развивающихся сюжетов, а самой настоящей реальностью, в которой человек мог жить и действовать точно так же как и на земле — без потери осознания. В чукотском предании «Шаманящий во сне», записанном В. Ятыргыном со слов сказителя Ваальгыргына, рассказывается об одном шамане-сновидце, который был настолько сильным, что взялся за оживление трупа юноши. Шаман попросил у отца юноши бусы, лег рядом с умершим и заснул на три дня. Во сне он поднялся на дальнюю звезду и увидел двух волков, охраняющих дверь. Он дал волкам бусы и зашел в ярангу. Умерший был прибит гвоздями к задней стенке полога (спальная часть яранги). Шаман попросил хозяина яранги отпустить душу юноши, но получил отказ. Тогда он вновь дал волкам бусы и приказал им спустить ярангу вниз, на землю. Хозяин испугался и отдал шаману душу. Через три дня шаман проснулся. Вместе с ним поднялся и покойник. Техник и орудий для упорядочивания мира сновидений известно довольно много. Большая часть из них не потеряла своей актуальности до настоящего времени и с успехом используется современными шаманами, в том числе и городскими. Одна из таких техник подразумевает работу со специальной мандалой, называемой ловушкой для духов сновидений. Ловушка для духов сновидений представляет собой каркас с натянутыми на нем нитями по типу сита. Различные конфигурации узоров, созданные переплетающимися нитями, вызывают, те или иные сновиденческие эффекты. Например, ловушки североамериканских индейцев предназначены для притягивания «плохих» и «хороших» духов, причем, согласно мифологии, «плохие» запутываются в паутине нитей и уничтожаются с первыми лучами солнца, а «хорошие» добираются до центра и формируют приятные сновидения. По иному действуют ловушки сибирских народов. Они предназначены только для шаманской работы, потому что задерживаемые ими духи не сортируются на добрых и злых. Это обстоятельство делает сновидения более динамичными, яркими и жесткими по содержанию. Работая с такой ловушкой, человек учится бороться и побеждать. Сильная насыщенность сновидения различными образами, иногда пугающего содержания, способствует осознанию себя внутри сна, то есть такому состоянию, когда спящий точно знает, что он спит. Достижение осознания во сне является одной из самых распространенных техник шаманского наследия, но ко всему следует подходить с головой. Неумелое использование сновиденческой ловушки показано в одном мансийском сказании, которое называется «Сонный человек». Герой рассказа, желая избавиться от сонливости, вешает в изголовье слопец (силок) и ложится спать. Ночью в его силок попадает пестрая тетерка — его душа. Герой бросает ее в огонь, думая, что это она виновата в его недуге. О случившемся узнает его друг. Он неодобрительно отзывается о происшедшем и говорит, что тетерку надо было съесть, дабы душа не ушла. В крайнем случае надо было выпить тетеревиное яйцо, чтобы душа возродилась вновь. Герой не находит яйца и вскоре умирает. Так он расплачивается за свое незнание шаманских приемов.

Источник: http://sueverija.nar...lovar/Lovec.htm


2 РЫЖАЯ  
1
какие интересные легенды! теперь мне однозначно больше нравится кытгьем

3 Olwen  
1
спасибо за комментарий. с вами полностью согласна smile

4 Voron  
1
klas

5 2otc613hg295  
0
Магическаясила амулета не объясняется логическим образом. Не нужно искать подвоха,
достаточно просто поверить в действие «ловца», и он заработает. Лучше обратиться к специалисту. У меня знакомая Ирина изучаетэзотерику и магию. Очень много знает и помогает людям. Я к ней обращаюсь за
помощью, да и много людей к ней обращаются. Пишу я Ирине на вацап +79126420739.
Лучше не звонить, а писать. Ирина никогда не отказывает в помощи.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]