Пятница, 26.04.2024, 19:08
Меню сайта
Альбомчики
Статьи по интересам [25]
Статьи по интересам наших творческих лаборантов
Мифы и легенды славян [27]
Крупицы информации о мифах и легендах славян
Мифы и легенды народов мира [12]
Мифы и легенды народов мира
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 366
Какие из наших статей вам наиболее интересны?
Всего ответов: 225
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи по интересам

Легенды о кладах. Часть вторая. Продолжение

Но на науку укрыть клад была и наука, как взять его.


Позднее, в христианские времена, было широко распространено поверье, что хранителями кладов являются бесы. Поэтому кладоискательство всегда сопряжено с очень большим риском: нечистая сила пускается во все тяжкие и способна довести искателя до смерти. Зачарованные клады стерегут один или несколько духов, призванных на помощь при заклятии владельцем клада. В сочетании с колдовской оградой вокруг они создают почти непреодолимую преграду для поисковиков.

В одной из быличек так описывается явление магической ограды вокруг клада: «Вот и покажись мне, братец ты мой: стоит на косогоре сундук, как раз на ручье самом, окован железом весь, около аршина шириной и аршина полтора в длину; весь обтыкан по сторонам костями, большущими костями, не знаю - чьими. Так вот и торчат по бокам-то. Поиспугался я тут, да ничего, мороз по коже подирает, а смотрю. Вдруг покажись мне тут свиное рыло; оскалила зубы эта свинья и смотрит на меня, изо рта вода. Оторопь взяла меня тут, сам не свой сделался, волосы дыбом на голове; взглянул на рыло-то ей, да что есть прыти - домой. Прибегаю - на мне лица нет. Что, спрашивают, с тобой? Я в слезы. Едва-едва успокоился и рассказал, в чем дело. На другой день ходили с крестным оба осматривать то место, но и места-то уж не нашли, ничего похожего даже нет».

Поскольку заговоренные клады охранялись нечистыми духами, то при их поисках очень желательно было присутствие священника. История донесла до нас сведения о том, как священник Симбирской губернии Буиновского уезда вынужден был даже бежать от клада, будучи напуган охранявшей его нечистой силой. А дело было так. В 1752 году этот самый священник из с.Помаево, Кирилл Михайлов, решил непременно добыть клад, зарытый в овраге между Помаевом и деревней Атяшкиной. Вооружившись крестом и Евангелием, священник начал копать. Но трудился он недолго: страшные видения так напугали его, что он бежал сломя голову, кинув около клада и крест, и Евангелие...

Зачарованные клады, говорят в народе, имеют свойство, когда их возьмут в карман, превращаться то в черепки, то в навоз. Смеется над человеком нечистая сила... В одном месте был такой случай. Раз свекор со свекровью уехали в город, остались дома только две снохи. Одна и говорит другой: «А что бы нам явился сейчас клад?» А другая говорит: «Что ты, дура, ишшо явится, да так страшно, что насрать и на клад-от!» Только она это проговорила, а в окошко и пихают гроб. Сначала напугались они, закричали, а потом опомнились. Та сноха, что говорила «хоть бы нам явился клад», прочитала молитву, и из гроба посыпался лошадиный навоз. Взяла она его и вывалила на двор.Приехали вечером свекор со свекровью. Стал свекор на дворе распрягать лошадь, под ногами у него что-то и зазвенело. Велел он снохам принести на двор огня. Тут и увидали на дворе кучу золота. Взял он золото и говорит: «Вот теперь и дом построим». А снохи в спор - и нам, говорят, давай: клад-то нам явился. Дал им понемногу. Положили они в свои сундуки, а когда потом через несколько времени посмотрели на свои деньги, у той, которая непочтительно говорила о кладе, оказалось не золото, а лошадиный навоз.

Известно, что есть клады, хранители которых давали деньги в долг на срок, и если кто не возвратит их, тот сам станет сторожем клада вместо прежнего хранителя. Как рассказывает предание, один вятчанин не раз брал деньги из клада и возвращал в срок. Однажды он занял у клада 10 тысяч рублей, а срок назначил, когда пожелтеет лес. Пришла осень, а вятчанин не нес занятых денег. Листья с деревьев уже облетели, а он и не думал расплачиваться. Клад не выдержал, и сам пошел к крестьянину за деньгами. Чтож ты, бессовестный, не несешь занятых денег, а обещался возвратить, когда лес пожелтеет: теперь уже зима на дворе. Ну, чтож! отвечал вятчанин, разве ты слеп, что лес-то еще зеленый?. И указал на вечно зеленый бор. Тогда клад поспорил, поспорил и отступил.

Были и такие клады, у которых можно было обменивать деньги и при этом даже иногда обсчитывать клад, например, положив то же число монет, только меньшей ценности.

Если при раскопке клада нарушался запрет, то клад с грохотом уходил в землю, и добраться до него было уже невозможно. Во многих преданиях рассказывается, что клад совсем уже доставали из-под земли и, но вдруг он неожиданно пропадал, когда кто-нибудь засмеется, заспорит, выругается или чего-нибудь испугается. Например, когда покажется, будто воробей везет на хвосте целый воз сена, или огромный камень катится с горы прямо на искателей клада и тому подобное. Например, в селе Ялшанке дьячок стал рыть яму, чтобы поставить верею у ворот; вырыл не более аршина в глубину и вдруг наткнулся на огромную корчагу, набитую битком серебряной монетой. Эта неожиданная находка так поразила его, что он от радости и удивления выпустил неприличное словцо. Оттого корчага вдруг стала опускаться в землю и совсем провалилась.

Клад давался не всякому человеку. Кому-то удавалось взять его и даже унести, но уносил человек вроде бы золото, а приносил домой черепки. Или домой принесет, да и сам не рад: вся семья вымрет.

По народным преданиям, клады давались преимущественно людям простым, неопытным, детям, а также тем, кто терпел от других оскорбления и побои. Так, один богатый брат, желая подсмеяться над своим бедным братом, башмачником, поднял на улице дохлую собаку и бросил ему в окно со словами: На те, проклятый! Одолел ты меня, попрошайка! А вышло, что дохлая собака в избе бедняка рассыпалась золотом. Бедный брат проснулся от звона; слышал братнину ругань, встал и, увидав груду золота, поблагодарил брата за помощь. С того времени он разбогател, а богатый брат обеднел, промотался весь.

Не давался клад и жадному кладоискателю, который не хотел делиться. Так, один чуваш рассказал портному, что у того дома есть клад, но велел поделиться с рабочими. Когда рабочие начали откапывать клад, портной подумал: Что это я, неужто своим добром с работниками буду делиться? Чай на моем дворе-то, а не на его. Как только он это подумал, клад с шумом ушел в землю. А один крестьянин, проходя мимо поля, увидел огонь. Подойдя поближе, он увидел золотые деньги и схватил их в руку, но в то же время заметил, что идет к нему сосед его, и, желая скрыть от него клад, побежал дальше, и лишь только ушел от соседа, взглянул в горсть, а там вместо денег очутился уголь.

Заговор владельца клада обстоятельство, совершенно непобедимое никакими силами. Однажды разбойники приготовили в лесу груду золота, чтобы зарыть ее в клад, но не успели совершить заклятие. Мужик, заблудившись в лесу, набрел на золото и не знал, во что бы ему насыпать его. Недолго думая, он снял с себя порты, нагрузил их золотом, взвалил на плечи и потащил домой. Когда вернулись разбойники и не нашли золота, то один из них пустил стрелу из лука вверх с приговором: как высоко, так глубоко, т.е. как высоко улетит стрела, так глубоко должен лежать их клад. Так оно тотчас и случилось: с плеча у мужика сорвалось золото и с громом полетело в землю.

 Но есть предания и о том, как кто-то увидел, что зарывают деньги, подслушал заклятие, и, применив хитрость, умудрился взять деньги себе. Так, невестка видела, как свекор зарывал клад, приговаривая: Чьи руки зароют, те и отроют. Когда свекор умер, она взяла его тело и отрыла клад его руками. В другом предании рассказывается о том, как сосед подслушал, как, старик, зарывая клад, приговаривал: Ты отдайся тому, кто положил здесь 12 голов человеческих белых, женских и мужских. Сосед же стал приговаривать: 12 колов белых, березовых, и старик повторил это. Когда он ушел, сосед принес 12 колов и взял деньги.

 Некоторые предания рассказывают и о таких кладах, из которых можно было брать денег сколько душе угодно, но употреблять их можно только на покупку водки, а больше ни на что. Были охотники до водки, которые брали эти деньги, но как только они напивались, то сразу же завязывалась ссора и драка. Поэтому они старались поскорее отделаться от этих денег и относили их обратно.

 Очень часто предания о кладах связывались с разбойниками. Это можно объяснить с тем, что разбойники куда-то должны были прятать награбленные богатства. Отнесение кладов к разбойникам давало возможность объяснить их происхождение тогда, когда клады стали пониматься уже не как богатства, исконно хранящиеся в земле, а как положенные людьми.

Как и при каких обстоятельствах зарывали клад, рассказывалось редко; такая информация давалась о кладах исторически приуроченных, а остальные считались существовавшими с незапамятных времен.

С миноискателем против бесов


Поверьте, труднее всего доказать самому себе: клад не дается в руки потому, что заговорен. Это - вещь неуловимая и недоказуемая. Хотя указания на то, что клад заговорен, и можно найти. Один мой знакомый геолог, а по совместительству кладоискатель, рассказал следующее:

«Три года назад мы с друзьями купили армейский миноискатель. С его помощью обшарили под Москвой почти все бывшие поместья. Скажу честно, что овчинка стоила выделки. Но то все были простые находки. А однажды с нами стала происходить настоящая чертовщина. Металлоискатель дает устойчивый сигнал. Копаем - ничего нет. Снова проверяем. Сигнал идет уже в метре от прежнего места. Снова копаем - и опять ничего. А сигнал «гуляет» туда-сюда, словно кто-то выдергивает землю из-под лопаты. Тогда мы и вспомнили о заговоренных кладах. Предыдущие-то захоронки были более поздние, когда люди уже забыли о магии. Сказал я как бы в шутку: «Аминь, рассыпься!» - и тут же лопата наткнулась на чугунок... Вот и не верь после этого легендам!»

 У сведущих людей были и есть свои воззрения на то, как надо обходиться с заговоренными кладами. Вообще-то, если никак не удается отыскать сокровище на точно известном месте или решительно все препятствует успеху, скорее всего, это именно тот случай.
Так обросло легендами и мистикой знаменитое озеро Кабан в Казани, где, по упорным слухам, татарский хан приказал утопить свои сокровища - не более и не менее как 150 сундуков с золотом и драгоценными камнями - перед взятием города Иваном Грозным. Сколько ни пытались найти эти богатства, ничего не получалось. Правда, одна удачная попытка все же была. За год до Великой Отечественной войны казанская милиция предприняла все мыслимые усилия, обшаривая дно озера в поисках клада. И - обнаружила тяжеленный сундук. Его зацепили багром и уже вытащили на поверхность воды, но, как только сундук перестала поддерживать вода и вес его увеличился, крюк у багра обломился, и махина, окованная металлическими полосами, тут же скрылась под водой. Во всяком случае, сколько потом ни искали на этом самом месте, ничего обнаружить не удалось. Скорее всего, сундуки очень сильно заилились, поэтому их и невозможно отыскать. Но все же, все же...
http://hrodgar.livejournal.com/59295.html


Источник: http://hrodgar.livejournal.com/59295.html
Категория: Статьи по интересам | Добавил: Olwen (16.11.2010) | Автор: Наталья
Просмотров: 2517 | Комментарии: 3 | Теги: клады, легенды о кладах | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 3
1 Венька  
2
Хродгар здорово постарался. а Олвен молодец что выложила

2 РЫЖАЯ  
1
классная статейка

3 Olwen  
0
спасибо

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]