Суббота, 20.04.2024, 03:27
Меню сайта
Альбомчики
Статьи по интересам [25]
Статьи по интересам наших творческих лаборантов
Мифы и легенды славян [27]
Крупицы информации о мифах и легендах славян
Мифы и легенды народов мира [12]
Мифы и легенды народов мира
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 366
Какие из наших статей вам наиболее интересны?
Всего ответов: 225
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи по интересам

Легенды о кладах. Часть первая

КЛАДЫ

Начнем, пожалуй, с определения понятия «клады».

Обратимся к словарю В.И. Даля. Итак, клад – это деньги или богатство, положенные в землю, зарытые; скрытое сокровище. По народному поверью, клады кладутся с зароком и даются тому только, кто исполнит зарок. Например, «Этот клад положен на сто голов воробьиных».

Кладом также зовут и бродячие огни, как суеверный признак клада.

  И.В. Даль

Раз уж начала со словаря И.В.Даля, продолжу статью цитатой работы этого выдающегося филолога и исследователя мудрости народной. Исследование каждый может, по желанию, найти в библиотеке и прочитать, называется она «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа», а цитировать я буду главу 15-ую, которая именуется «Клады».

 

«К этому разряду поэзии народной и игры воображения принадлежит целый ряд сказок и поверьев о цвете папоротника, который-де цветет ночью на Иванов день. Этот небывалый цвет (папоротник тайниковое, бесцветное растение) почитается ключом колдовства и волшебной силы, в особенности же для отыскания кладов: где только зацветет папоротник в полночь красным огнем, там лежит клад; а кто сорвет цвет папоротника, тот добыл ключ для подъема всякого клада, который без этого редко кому дается.

 

Предмет этот, о кладах, богат поверьями всякого рода. С суевериями о кладах связывается и много сказок и преданий; у каждого края свой герой или разбойник прежних лет, коему приписываются все находимые и искомые клады. В восточных губерниях клады принадлежат Пугачеву, на Волге - Стеньке Разину, на Украине — Гаркуше, в средней России — Кудеяру и проч. Клад, вообще, не всякому дается; хозяин клада, по смерти своей, бродит тихо вокруг и бережет его сторого и чутко: либо вовсе не найдешь, либо и найдешь, да не возьмешь, не дастся в руки; не подымешь по тяжести; обмираешь, как тронешь, ровно кто тебе руки и ноги перебьет; кружишь на этом месте и не выйдешь, ровно леший обошел, поколе не положишь клад опять на место; или, если клад под землей, в подвале, глубокой яме, то взявший его не вылезет никак, перед тобою земля смыкается, железные двери с запорами затворяются; либо выскочит откуда ни возьмись невидимка, схватит и держит на месте, покуда не выпустишь из рук клада; либо навалится на плечо ровно гора, так что и языка не повернуть; либо ноги подкосятся, либо станут, упрутся, словно приросли к земле; или, если и возьмешь клад и унесешь, то сколько ни носишь его домой, берешь золото, а принесешь черепки; или же, наконец, возьмешь, да и сам не рад; вся семья сподряд вымрет. Все это оттого, что клад кладется со свинцом или с зароком, что клад бывает всегда почти заповедный и дается тому только, кто исполнит зарок; избавляет же от этой обязанности только цвет папоротника или разрыв — прыгнун — скакун — плакун — или срыг — трава, железняк или кочедыжник; папоротнику и плакуну повинуются все духи, а прыгун ломает замки и запоры, побеждая всякое препятствие. Иногда клад бродит не только свечой, огоньком, но даже каким-нибудь животным или человеком; если, догадавшись, ударить его наотмашь и сказать; аминь, аминь, рассыпься, то перед тобою очутится кубышка с деньгами. Во время выемки клада всегда приключаются разные страсти, и черти пугают и терзают искателя, брать взаймы у клада иногда можно, если он даст, но к сроку принеси, иначе постигнет беда большая. Можно также менять деньги у клада и при этом даже иногда обсчитывать его, положив то же число монет, меньшей ценности.

 

У нас почти всюду есть много рассказов и преданий о кладах, а Саратовская губерния, где волжские вольницы зарывали когда-то свои награбленные богатства, едва ли не богаче прочих подобными воспоминаниями. Мы упомянули, что клад кладется "со словцом” или "по завету:” это значит, что кто его зарывает, тот должен во все время причитывать вслух, какой зарок на него кладет: напр., семидневный пост, а затем рыть голыми руками на молодой месяц; или на разрыв-траву и проч. Один человек зарывал клад, приговаривая: "на три головы молодецких”; стало быть, клад не дастся никому, если не поклонится ему тремя головами молодецкими; а другой бродяга, сидя случайно тут же в дупле, подслушал его и переговаривал каждый раз: "на три кола осиновых”. Клад слушается всегда последнего заговора; посему, когда хозяин ушел, а подсидевший его вырубил три осиновые кола и поклонился ими кладу, то и взял его преспокойно. Есть также заговоры, во всем похожие на прочие заговоры. как для укладки клада, так и для развязки его.

 

В одном месте Рязанской губернии, где исконное поверье искало кладов, уверяя, что целовальник рязанский встретил земляка в Сибири, в ссылке, и узнал от него тайну нескольких кладов, получив и запись с приметами, где они лежат, люди с седыми бородами рассказывали вот что: "Я рубил в лесу жерди, привязав лошадь к дереву; вдруг вижу под деревом высыпан из земли и уже порос травой и мохом крест; я вспомнил, что это была одна из примет, и выхватил топор, чтобы натюкать на деревьях зарубки; вдруг как понесет моя лошадь, сорвавшись, как загремит, я за ней, за ней, а она дальше, дальше, затихла и пропала; я воротился, а она стоит привязанная, где была, а места того, где высыпан крест, не нашел, хоть сто раз был опять в лесу да искал нарочно.” Другой рассказывал так: "И я по дрова ездил, да нашел на знакомом месте, где сто раз бывал и ничего не видел, погреб: яма в полчеловека, в пояс, а на дне устлана накатом, который уже порос травой и мхом, да кой-где доска прогнила, провалилась. Подумав немного и оглянувшись, да спознавшись еще раз на месте, я спустился в яму; только что я было припал, да стал заглядывать в провалы, как меня хватит кто-то вдоль спины хворостиной, так я насилу выскочил да бежать, а он все за мной до самой дороги! Я на другой день показывал хозяйке своей синевицы на спине.”

 

Весьма нередко клад служит защитою для скрытия важных преступлений. В одной из подмосковных губерний у помещика был довольно плохой, в хозяйственном отношении, крестьянин, один из таких, кому ничего не дается: хлеб у него всегда хуже, чем у прочих; коли волк зарежет телят, либо порвет жеребенка, так, верно, у него же; словом, и скот не держится, и счастья нет, и ничем не разживется. По этому поводу, помещик посадил его в постоялый двор, или в дворники, для поправки хозяйства. Впрочем, это был мужик смирный, трезвый, и худа никакого за ним не слыхать было.

 

Вскоре он точно поправился, и даже слишком скоро. Он уплатил долги, купил скота, стал щеголять, наряжать жену в шелк и проч. Помещику это показалось подозрительно, и, после строгих допросов, на основании разнесшихся слухов, дворник признался, что ему дался клад: "Я вышел ночью, услыхав проезжих извозчиков, и увидал за оврагом, по ту сторону ручья, в лесу небольшой свет. Я спустился, подошел тихонько и вижу, что два человека с фонарем делят меж собою клад. Увидав меня нечаянно, они было хотели бежать, после хотели убить меня, а, наконец, поделились со мною, отсыпав мне полную шапку целковых, с тем, чтобы я никому ни слова не говорил.” Все это, конечно, много походило на сказку, тем более, что мужик сбивался и не мог дать толком отчет, когда заставили его показать на месте, где именно вырыт клад; но других подозрений не было, молва уверяла, что дворник разжился от клада, сам он сознался в том же, и дело было оставлено.

 

К осени барин хотел перестроить постоялый двор, который был плох и, в особенности, тесен и неопрятен, но дворник под разными предлогами отговаривал барина, да и вперед, когда об этом заходила речь, убеждал его не трогать двора, каков он есть. "Что мне, говорил он, в господах — я господ не люблю пускать; за ними только хлопот много, а выгоды нет никакой: стаканчик сливок возьмут, да раз десять воды горячей поставить велят, да целую половину и займут; я, благодаря Бога, разжился от извозчиков, которые берут овес да сено; а с них будет и этой избы; им где ни свалиться, только бы лошадь накормить.”

 

Удерживая такими уловками барина от перестройки двора, мужик через год или два умер. Весь околодок знал, что он разбогател от клада, и во всякой деревне рассказывали по-своему, как это случилось; но барин приступил к перестройке избы и совсем неожиданно нашел клад другого рода: под печью, едва прикрытые землей, лежали два человеческие остова с проломленными черепами».

Категория: Статьи по интересам | Добавил: Olwen (15.11.2010) | Автор: Наталья
Просмотров: 7195 | Комментарии: 10 | Теги: сокровища, легенды о кладах, клады | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 10
1 РЫЖАЯ  
2
Всегда хотела найти клад, но после прочтения статьи раздумала smile заговоры-проклятья пусть живут себе, но без моего непосредственного участия. я хоть и не одесситка, но таки оно мне надо? wink

2 RyanRothaarig  
3
клад находить, во-первых, невыгодно, его на 75% прийдется отдать гос-ву, ты, понимаешь, искал-мучился, а у тебя большуючасть отберут. Во-вторых, ну нашел, а толку? золото принимают по мизерной цене, древности интересуют только музейных работников... Лучше уж нефть найти ))

3 Olwen  
2
biggrin спасибо за отзывы! всегда интересно послушать мнение умных людей happy

4 Endy  
3
Не права ты Ryan, ой как не права. prof В наше тяжелое время народу позарез нужны адекватные клады в приемлемых денежных единицах!!!! К тому же некоторым кладам все равно в чем выражаться, думаю Olwen еще расскажет об этом wink А нефть найти легко - она в нефтепроводе и некоторые шустрые сограждане из нее топливо "варят" и продают biggrin
Я кстати тоже в детстве хотела найти клад, но вопрос "что с ним потом делать?" как-то сам по себе возникал. Я быстро поняла, что толку с него мало (материального в смысле, это что ж найти нужно, чтобы им можно было официально поживиться?!), а значит нужно найти полезный клад (посуду например или украшения) в хорошем состоянии, ни с кем не делиться и ВСЕ САМОЙ использовать!!! v devil
prof И тогда в вашей жаднющей душе воцарится покой (минуты на 2), а уровень самовосхваления достигнет невиданных размеров! angel

5 Olwen  
2
biggrin Молодец, Endy! по поводу клада я с тобой согласна, клады разные бывают..для меня истинным кладом являются реликвии нашего рода и фотографии, которые были закопаны во время фашистской оккупации. Жаль, к ним доступ закрыт и при всем желании не удастся получить эти сокровища cry т.к. покуда существует Черкасское водохранилище, покрывшее старое село Васютинцы, мне не видать даже местности, где выросла бабушка.. weep а еще руку к реликвиям приложил особо жадный то ли дьяк, то ли поп, который взамест отпевания, упёр из дома иконы 14-15 века angry нельзя так! dont вот такой для меня клад - память рода

10 РЫЖАЯ  
1
ну и говнюк же этот батюшка!

6 Raven  
3
Ну не знаю клады кладам рознь а мне все равно неохота что-то из земли доставать. Раз уж оно там - значит там ему и место.

7 Endy  
3
Эхе-хех... Не повезло-то картошке, свеколке, морковочке, арахису и другим корнеплодам и т. д. hands

8 Olwen  
2
lol ой, не могу

9 Венька  
1
а я бы покопала разных кладов. здавать бы не стала оставила бы для души

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]