Понедельник, 25.09.2017, 04:30
Меню сайта
Альбомчики
Статьи по интересам [25]
Статьи по интересам наших творческих лаборантов
Мифы и легенды славян [27]
Крупицы информации о мифах и легендах славян
Мифы и легенды народов мира [12]
Мифы и легенды народов мира
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 365
Какие из наших статей вам наиболее интересны?
Всего ответов: 224
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мифы и легенды славян

Кладовик

Кладовик, кладовой, кладенец – дух, охраняющий клады.  Согласно народным поверьям, практически все клады (особенно клады, принадлежащие демоническим существам или людям, знающимся с нечистой силой) охраняются какими-либо существами, находящимися при кладе неотлучно; этих-то стражей в народе и называли кладовиками, полагая, что именно из-за них клады бывает трудно найти и взять.

Рисунок А.Бушкина

Вообще, охранять клады и именоваться кладовиками могли самые различные существа: души людей, зарывших клад и убитых ли похороненных рядом с тем местом, где клад был спрятан; различные персонажи нечистой силы; некоторые животные и птицы, гады и т.д. При этом кладовики могли сторожит как клады, закопанные посторонними людьми (клады, положенные с заговором, «зароком»), так и свои собственные сокровища или вообще все подземные богатства.

Поверья о духах-кладовиках известны повсюду. Так, например, повсеместно считалось, что старый скряга, закопавший сокровища, после смерти своей становится кладовиком и охраняет свой клад, никого к нему не подпуская. На Урале полагали, что все подземные богатства сторожит рогатая лошадь с чугунными копытами. На Вологодщине и вообще на севере России считали, что все клады стерегут духи-кладовые Лаюн и Щекотун: Лаюн прозван так за то, что обращается в собаку-лайку при первом покушении на похищение клада, а Щекотун за то, что оберегает клад в виде белобокой птицы сороки-щекотухи. Также верили, что клады охраняют особые невидимые духи-кладовики, у которых есть помощники – кладенцы. В Белоруссии почитали особого маленького бога Копшу, который, по народному убеждению, ведает всеми кладами; его просили указать место, где спрятаны сокровища, и помочь открыть их, а при удаче благодарили и оставляли ему в жертву некоторую часть добычи.

Кладовики, «приставники» к подземным сокровищам могли принимать самые различные обличья, но в большинстве поверий они имеют облик, близкий к человеческому. Так, духа-кладовика нередко описывают как старичка или мужичка, иногда невысокого роста, одетого богато (например, в серебряныйй кафтан, серебряные башмаки и золотую шапочку) или наоборот, бедно (в рванье и лохмотьях). Кладовик мог показаться смутной, неопределенной человеческой тенью; мог и оставаться невидимым, давая знать о себе только голосом.

Вообще кладовикам, по народному, убеждению, становятся «ино место опившиеся люди, ино место – проклятые, а коли – и сами князья бесовские». Так, по некоторым поверьям, кладовиков выбирают из своей среды бесы в ночь на Ивана Купалу; кладовиками становятся бесы, находящиеся в подчинении у колдуна и приставленные своим хозяином охранять его сокровища; кладовиками бывают различные демонические персонажи (бесы, черти, огненные змеи, лешие, водяные и пр.), владеющие сокровищами; в кладовиков нечистая сила обращает проклятых людей и т.д.

Во многих местах верили, что клады оберегают убитые, «заклятые» люди, зарытые в том месте, где лежат сокровища; души этих людей, по народному убеждению, не находят покоя, они прикованы к кладу, вынуждены охранять его. Иногда такие невольные кладовики могли являться людям во сне с просьбой освободить их: так, например, в быличке одному бедному крестьянину явилась во сне женщина и сказала: «Освободи ты меня от заклятия, отпусти мою душу на покаяние. Вот уж двести лет я томлюсь и мучаюсь. Была я богата, много было у меня серебра, золота и драгоценных каменьев, да злые люди убили меня, добро мое ограбили и зарыли вместе с телом на острове на болоте. Если бы только убили меня, да так и оставили, я бы мученический венец приняла. А душегубы заколдовали меня и клад». Считалось, что если кто-то добудет заколдованный клад, то освободит заклятого; однако дело это трудное и очень опасное, предполагающее знание особых правил и наговоров.

Нередко считалось, что клад охраняет умерший хозяин клада (особенно, если при жизни он был скрягой) или погибший кладоискатель; так, например, в одной из быличек ищущему клад мужику показался кладовик в облике старика и сказал: «Зачем ты роешь? Беду на себя накликаешь, я вот тоже копал, копал, да сюда и попал. Беги лучше скорей, а то товарищем мне будешь». Распространены поверья и о том, что один кладовик может утащить к себе или на свое место неудачливого кладоискателя: так, во многих местах верили , что когда клад «отворится», можно брать деньги только два раза, а в третий раз ходить нельзя, иначе кладовик остановит и скажет: «Сколько я сидел, теперь ты посиди!», после чего «он выйдет, а ты останешься».

По некоторым поверьям, кладовики иногда могут помогать найти людям клад. Например, в некоторых местах полагали, что кладовой поднимает клад к поверхности земли, когда он пролежал в ней положенное время. Изредка кладовики сами отдают сокровища. Так, в рассказе из Новгородской области клад сторожит умерший некрещеный младенец» он вырастает, становится взрослым, но находится под вечным присмотром своего хозяина – черта. Встретившись со своим живым братом,  покойник – хранитель сокровищ помогает ему деньгами, за что черт наказывает его – ссылает из родных мест стеречь клады «куда-то за Москву».

Однако, такие поверья о помогающих людям кладовиках довольно редки. Почти повсеместно считалось, что охраняющие клады существа враждебны кладоискателям и всячески мешают им. Так, например, в некоторых местах полагали, что кладовик всегда безжалостно испытывает искателей клада: он «идет на них вихрем», так что «ломаются столетние деревья»; при этом отбегать или отмахиваться от падающих стволов и веток кладоискателю нельзя, так как все это «придумано кладовым», а на самом деле деревья стоят на месте, и если отпихнуть такое дерево, то «дело пропадет и дерево изувечит». Если же человек устоит, то кладовик тут же подвергнет его новому испытанию: устроит в лесу пожар, сам обернется зверем и пойдет на человека со словами: «Я тебя съем или задавлю, задушу!»; на это искатель клада, не переставая рыть землю, должен ответить: «Я сам тебя съем или задушу!» Если человек в точности выполнит все правила, то он сможет взять клад; однако деньги из него, если не «отговорены», можно будет употребить лишь на вино и табак.

Список литературы:
  1. Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- 672 с.
  2. Г. Булашев . УКРАЇНСЬКИЙ НАРОД у своїх легендах, релігійних поглядах та віруваннях. Космогонічні українські народні погляди та вірування. - Київ, фірма , Довіра, 1992.
  3. Кристофер У. Блакуэлл, Эйми Хакни Блакуэлл Мифология для «чайников».
  4. Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия мифологии. – М.:АСТ, 2001.
  5. Черницкий Александр. Мифы народов мира для детей. Изд. 2-е — Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  6. Черницкий Александр. Большой мифологический словарь. — М.: Гелеос, 2008. — 496 с.
При копировании, ссылка обязательна!!!
Категория: Мифы и легенды славян | Добавил: Olwen (04.01.2012) | Автор: Н
Просмотров: 2913 | Комментарии: 10 | Теги: кладовик, клады, духи-хранители | Рейтинг: 5.0/20
Всего комментариев: 10
1  
Ура! Пополнение статей. И я в эфире, что редко. Хотела добавить:
Безграничная и неудержимая в поисках чудесного народная фантазия сумела изобрести особых духов, которые охраняют зарытые в земле сокровища и ценности, известные под именем кладов. Зовутся они кладовиками, кладовыми, а подручные их — кладенцами.

Образовалась целая своеобразная наука о различных способах отрывать и находить клады. Для получения клада надо, прежде всего, знать зарок, с которым он положен, а эти заклятия настолько капризны, что без записей или подсказок знающих людей невозможно и приступать к делу. Так, например, на большой дороге, между почтовой и казенной просекой, зарыт клад; чтобы найти его, надо спеть 12 песен, но таких, чтобы ни в одной не было сказано ни про друга, ни про недруга, ни про милого, ни про немилого. Лежит другой клад под сосной; чтоб получить его, нужно влезть на эту сосну вверх ногами и спуститься назад точно так же, вниз головой. Разбойники обычно зарывали свои сокровища "на сто голов человечьих", но значение этого заклятия мудрено отгадать: сотому ли дураку приходить, чтоб дались те деньги на голодные зубы, или следует самому быть разбойником, чтобы загубить сто человек, прежде чем взяться за заступ.
Бывают на клады и такие мудреные заклятия: "Попадайся клад доброму человеку в пользу, а худому на гибель", — или еще: "Тому это добро достанется, кто после моей смерти тотчас же голым пропляшет"; зарывают и на человека определенного имени — это, если можно так выразиться, "именные" клады.
Для заурядных искателей чужого зарытого добра исстари существуют могущественные средства, при помощи которых можно одновременно узнать и место нахождения клада, и способ добычи его. Беда только в том, что эти средства даются нелегко. Таковы цвет папоротника, разрыв-трава, шапка-невидимка и косточка-счастливка. Первый, хотя и принадлежит к числу бесцветковых растений, но в ночь на Ивана Купалу, когда, по народному убеждению, все цветы на земле достигают наивысшей силы Храсцвета, горит несколько мгновений огненно-красным отливом. Вот этот-то момент и должен уловить кладоискатель, чтобы обеспечить за собой успех. Нечистая сила, охраняющая клад, очень хорошо знает таинственные свойства папоротника и, со своей стороны, принимает все меры, чтобы никому не позволить овладеть цветком. Она преследует смельчаков диким хохотом и исступленными воплями, наводящими ужас даже на человека неробкого десятка.
Однако на все эти острастки нечистой силы всероссийское предание советует не обращать внимания, хотя, как говорят, не было еще случая, чтобы самый хладнокровный смельчак остался равнодушным ко всем этим ужасам. Но зато бывали случаи, когда папоротник сам собой попадал некоторым счастливцам, задевавшим его нечаянно ногою, в лапоть. С той поры такие избранники все узнавали и видели, замечали даже место, где зарыт клад, но лишь только, придя домой, разувались и роняли цветок, как все знания исчезали и счастье переставало улыбаться им.

Некоторые думают даже, что стоит положить цветок за щеку в рот, чтобы стать невидимкой. Впрочем, для последней операции придумана особая кость-невидимка, которую находят в разваренной черной кошке.
Разрыв-трава кладоискателями также отыскивается в ночь на Ивана Купала. С ее помощью можно ломать все замки, сокрушать все препоны и разрушать все преграды. Но так как и она, подобно папоротнику, держит цвет не дольше того времени, которое полагается для прочтения символа веры и молитв Господней и Богородичной, то имеется, следовательно, достаточное основание считать ее просто сказочным зельем.

2  
Сверх таинственных обрядов и сложных приемов, из которых ни одного нельзя позабыть, для искателей кладов придуманы еще заговоры и даже молитвы: "Пойду в чистое поле, во леса дремучие, за черные грязи, через океян-море"; "А здесь стоит столб, а на нем сидит Спас-Пресвятая Богородица"; "За болотом немного положено — мне приходится взять. Отойди же ты, нечистая сила, не вами положено, не вам и стеречь". При розыске таинственных сказочных цветков главная мольба заключается в том, чтобы "черт поиграл им да опять отдал и не шутил бы, не глумился над рабом Божьим". В самодельных же молитвах, придуманных для раскрытия клада, рассчитывают на то, чтобы силою слов и знамением креста сокрушить нечистую силу, приставленную сторожить клад, и "отчитать" самый клад. Впрочем, прямой нужды в этом отчитывании не имеется, но требуются особые благочестивые приемы в тех случаях, когда над кладом находится или часовня, или поставлен крест, или висит на золотой цепи икона Богородицы в золотой ризе, или же, наконец, подвешена одна лампадка. И то, и другое, и третье знаменует присутствие клада, который спрятан с таким зароком, чтобы нашедший его построил церковь или часть приобретенного разделил нищим или разнес по чтимым монастырям. Народное воображение — даже над кладами великого чародея и беспримерного богача Стеньки Разина — поставило в некоторых местах иконы Богоматери и перед ними повесило неугасимые лампады.
Когда, при помощи папоротника, клад будет найден, то кладоискатель еще не может считать свое дело оконченным, так как мало найти клад — нужно еще уметь взять его.
Иным счастливцам не надо ни молитв, ни заклинаний, ни вызывных книг, ни руководителей — к ним сами клады напрашиваются; а у иных неудачников даже и уже найденные, отрытые, из рук уходят, не даются.
Если клад, выходя из-под земли, превращается в какое-либо животное или даже в живого человека, надо его ударить наотмашь левой рукой со словами "аминь, аминь, рассыпься". Без этого кладом не овладеешь.
К одной нищенке в то время, как она шаталась по селу, приставал петух, теребил ее за подол, совался под ноги; ударила его старуха палкой — и рассыпался петух деньгами.
Один старик гвоздарь шел как-то из деревни в город. Дело было под вечер. Вдруг среди поля что-то загрохотало. Оглянулся — катится бочка, а со стороны кричит чей-то голос: "Перекрести дорогу!" Старик испугался, отскочил в сторону — покатилась бочка мимо, а в ней ясно слышен был звон серебряных денег.
Деревенские ребята пошли искать клад и по пути позвали с собой одинокого старика, жившего на краю села в избушке. Старик отказался: "Зачем идти искать — коли Бог захочет, так и в окошко подаст". Долго искали клад ребята, но ничего не нашли. На обратном пути увидали под кустом мертвого барана: "Давай подкинем его старику в окошко". Утром увидал у себя старик мертвого барана, взял, благословясь, его за ноги, чтобы выбросить на двор, а баран и рассыпался по избе червонцами.

Одному дьякону каждый полдень являлся неведомый мужик со всклокоченными волосами и бородой, в синей изорванной рубахе и таких же портках. Появится — убежит в сарай и пропадет, и все на одном и том же месте. Смекнул дьякон, в чем дело, и стал рыть в том месте землю. Вырыл яму в сажень глубиной и наткнулся на пивной котел, прикрытый сковородой. Хотел было его вытаскивать, да вдруг слышит чей-то грубый голос: "А что ты тут, добрый человек, делаешь?" — "А тебе какого черта нужно?" — ответил дьякон и тотчас же услышал, как в руках его дрогнул котел и затем медленно и тяжело начал погружаться в землю. Догадайся дьякон позвать того человека на помощь — и стал бы богачом.У других неудачников случается и по-иному. Роют двое, сговорившись поделиться поровну, да стоит одному подумать про себя, как бы нарушить договор, — и тотчас же полуотрытый клад загремит и провалится. Иные даже домой принесут добычу с намерением исполнить зарок, предписывающий сделать какое-нибудь пожертвование, но, залюбовавшись сокровищем, спрячут до доброго случая, а потом раздумают: у таких вместо денег оказываются либо черепки разбитого горшка, либо стекольные вершки от бутылки.

3  
Спасибо за дополнение! Рада вас видеть и слышать! happy

4  
Нашел и решил вашу статью дополнить
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Прослышал мужик, что зарыт на старом городище клад, и пошел его рыть. Ну а чтобы никто не увидал и не отнял добычи, отправился туда глубокой ночью. Роет, а самого пот прошибает - не то от усталости, не то от страха. Умаялся, присел отдохнуть - глядь, выходит из развалин старичок да и говорит:

- Зачем ты роешь, человече? Гляди, накличешь на себя беду. Я вот тоже копал-копал, да сюда и попал.

- Да ты кто ?! - изумился мужик.

- Был человеком, вроде тебя, тоже клад искал. Убили меня разбойники, что прятали сокровище, да зачаровали его стеречь на веки вечные. Беги отсюда, пока жив, не то сотоварищем мне будешь.

Мужик даже спасибо не сказал - как задал деру, так только возле своего дома остановился, а потом долго еще свечки ставил за упокой души неведомого спасителя.

ЖЕСТОКИЙ ОТЧИМ

Один бедняк выведал место, где был некогда зарыт клад, и начал его откапывать. Такую ямину вырыл, что целый дом там можно спрятать, а клада нет как нет. И вдруг слышится ему голос из-под земли:

- Что ты, мужичок, трудишься понапрасну? Получишь клад, только если отдашь мне чью-нибудь голову.

- А ты кто? - в ужасе спросил мужик.

- Кладовик. Ты меня слушай - и разбогатеешь.

Вернулся мужик домой и стал думать, чью голову кладовику отдать. А он недавно женился на вдове с ребенком, и решил пожертвовать приемным сыном. УЖ очень разбогатеть хотелось!

Сказал он жене, что возьмет пасынка на рыбалку, а сам подумал: «Скажу, дескать, полез без спросу купаться и потонул». Рыбалка не больно-то удалась: попалась на удочку одна мелочь, домой такую не понесешь, бабы стыдно, и решил мужик еще ушицу сварить, прежде чем убивать пасынка. Наварили, сидят, хлебают из котелка по очереди, рыбешек достают, тулова обгладывают, а головы отрывают и выбрасывают.

Вдруг слышит голос подземный:

- Довольно мне голов, я у тебя только одну и просил. Забирай свой клад.

Обрадовался мужик, со всех ног кинулся в яму - да на беду свою оступился - да шею и сломал. Начал паренек мертвого отчима поднимать, сам не свой от страха, а перед ним - полная яма золота и серебра...

С тех пор разбогатели вдова с сыном, а поскольку не знали они, что мужик умышлял злодейство, молебны служили за него, как за доброго человека.

5  
Те, кто прятал клады (особенно если это были колдуны, которые знались с нечистой силой, или злобные скряги), нередко ставили к ним охрану. Эти существа так и назывались: кла-дохраны, кладовики, кладенцы или кладовые.

Иногда ими были существа мифические, сверхъестественные: Хозяйка Горы, белая змея, Торный хозяин, Великий Полоз, разбойник Ку-деяр и т.п. Оберегали сокровища и зачарованные животные: прикованный цепями медведь, змея медяница, черная кошка, филин. Кладово-го в ночь на Ивана Купалу могут выбрать из своей среды бесы. Однако чаще всего это были существа, напоминающие человека (одетые в золотые и серебряные одежды), - а то и заклятые люди, освободить которых или невозможно, или очень трудно.

Многие разбойники ухитрялись заклясть на сбереженье кладов духов мертвецов - несчастных свидетелей сокрытия драгоценностей. Рассказывают, что в начале XIX в. во Владимирской губернии разбойничал атаман Рощин, который зарыл множество награбленного добра в разных местах. К каждому кладу Рощин приставлял сторожа: отрубал голову одному из землекопов и клал ее на крышку сундука с богатствами, а потом заклинал, и духи мертвых становились кладенцами-кладохранами.

Иногда кладовой отдает сокровище почти без сопротивления, ну разве что устроит небольшую бурю, или наводнение, или медведей науськает, или другого мороку напустит, чтобы попугать счастливчика. Тут главное не испугаться и не растеряться, не позволять отвести себе глаза, а если выскочит, например, с ревом медведь, успеть сказать ему:

- Я сам тебя съем! - и все будет хорошо.

Иногда кладохранами бывают те люди, которые сами их зарыли, но проклятые небесами. Как правило, это душегубцы и разбойники, чьи мучения прекращаются только в день Светлого Христова Воскресения, да и то если они сами откроют клад и пожертвуют его на благотворительность и строительство церквей. А до тех пор хозяева кладов выступают в роли самых страшных и свирепых кладенцов, пугая и мучая кладоискателей - и мучаясь сами от адских чудовищ, которые терзают их тела. К примеру, разбойника и душегубца Стеньку Разина, прикованного рядом с его сокровищами, сосет за сердце огромный змей, да и участь других супостатов не слаще.

Скряги, которые не могут расстаться с накопленными сокровищами, тоже частенько выступают в качестве кладохранов. Они умудряются зашить или запрятать деньги в ту подушку или одежду, которая непременно окажется в гробу после их кончины, даже оставляют на сей счет определенные указания. Если ожесточенные поиском наследства родственники в конце концов догадываются, где оно схоронено, и вскрывают гроб, то вместо денег находят змей, лежащих там, где скупец припрятал свое добро.

6  
некоторые выдержки из великолепной старинной книги «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания суеверия и поэзия» известного этнографа прошлого М. Забелина, которая была издана в Москве в 1880 г.
«.. .Если припомнить только, как пытали разбойники богатых людей огнем, то легко понять и то, что более злой обладатель богатства со своей стороны принимал все меры, и хоронил их, как можно лучше и потаеннее, то и просто, то с зароком, то есть с заклинанием, иначе с завещанием (словесным заговором) на имя какого-нибудь лица или человека, а часто на такого человека, которому попадается запись или бумажное завещание, в котором, между прочим, записано место, где положен клад.
Случается и так, что завещатель при зарывании клада делает заклинание, что клад этот зарывается на столько-то голов, значит достанется тому, кто будет из числа пытавшихся взять клад, сверх означенного числа лиц. По понятию кладовщиков, клад положенный на столько-то голов (например «на сорок голов»), будет причинять сорока кладоискателям смерть, а сорок первый кладоискатель получит клад беспрепятственно.
Рассказывают, что клады показываются по ночам в виде светлых огоньков над тем местом, где клад схоронен, и обыкновенно в ночное время, иногда в виде свечи горящей; так же говорят старожилы, что свеча показывается горящей перед иконой. Тут нужно сделать удар по той вещи и сказать: «Аминь! Аминь! Рассыпься!» И будто клад покажется в виде котла, сундука с разными драгоценностями и монетами, то в виде бочонка, а то и виде многих бочонков. .
Иногда, говорят, клад показывается человеку в пустынном месте в виде какого-нибудь животного или птицы, а главное показывается он только тому, кому этот клад должен достаться, и всегда в одном месте. Тут нужно иметь предосторожности, потому что опыт взятия клада сопряжен с различными опасностями и страхами, так как черти оберегающие эти клады, угрожают опасностью жизни, кричат: «Бей! Жги! Режь!» — и потому тот, кто приобретет клад, должен не озираясь назад, запомнить место, и брать с собой денег сколько может унести. Иногда случалось, что сокровища клада удавалось вынести в несколько раз, но иногда случалось, что все в первый раз взятое было и последним. Более клад не открывался...

7  
«...Несколько человек вырыли клад: один из них с радостью воскликнул: «Ну, теперь, ребята, будет на кабак и на табак!» Клад сейчас же провалился» (Долог.); «Где лад, там и клад» (Курск.); «Любителям искать кладов советуют достигнуть концов радуги, где повешено по котелку с древними золотыми монетами» (Новг.).
Согласно поверьям русских крестьян, кладами, подземными сокровищами могут владеть различные существа (подземные или лесные «хозяева», первопредки, первонасельники, легендарные разбойники-колдуны и злодеи-грешники): Хозяйка горы, белая змея, Полоз, Горный батюшка, Кутдеяр, а также чудь белоглазая, паны, Степан Разин, Марина Мнишек и пр.
Хозяевами и распорядителями кладов (особенно зарытых знающимися с нечистой силой колдунами или старыми скрягами) нередко рисуются в поверьях Х1Х-ХХ вв. нечистые духи, черти, бесы. В Воронежской губернии рассказывали, что раскаявшийся разбойник «несметные сокровища свои сложил в барку и опустил на дно реки. Над лодкой насыпал меловой курган. Имуществом этим завладела нечистая сила.'Перед пасхальной утреней можно видеть, как освещенный изнутри курган разверзается и черти стараются увлечь в его середину разными приманками кого-нибудь из православных».
«Истоки поверий о кладах коренятся в древних народных верованиях, в представлениях о богатствах, скрытых в недрах земли, которые в свое время откроются; о духах, «хозяевах» их, хранителях сокровищ; позже эти древние «хозяева» подземных недр стали осмысляться как нечистая сила, приставленная к кладам дьяволом... Происхождение кладов могло не объясняться, клады как бы исконно хранились в земле (древняя основа выступает в таких рассказах наиболее отчетливо). Иному... удавалось что-то взять из них, но, как правило, клады «не давались», они откроются, когда наступит назначенный срок. В такой форме выражалась мечта о времени, когда у всех всего будет вдоволь и бедняки разбогатеют — кладов так много, что хватит на всех. К этому могли примешиваться и религиозные, эсхатологические мотивы — клады объявятся перед концом света: «Свет этот в известное только Богу время кончится, сгорит, клады тогда из земли все выйдут наверх, некому будет их брать — не рады будут деньгам». Кроме того, вместилищем кладов часто считали остатки старых городищ, курганы, могилы, происхождение которых объясняли исторически» (появление кладов связывается со временем войн, вражеских нападений — с татарским нашествием, Смутным временем и т. п.) <Соколова, 1970>.
Охранять (и указывать) клады могут наделенные особыми свойствами пресмыкающиеся, животные (змея-медяница, ящерицы, голубая змейка, земляная кошка, черный кот (кошки), прикованный цепями медведь, филин), ср.: «...на искателей набрасывался «кот-котобрыс», черный кот с горящими глазами, самый страшный защитник кладов; вокруг дуба, у которого копали, стали ходить черные кошки» (Сарат.), и т. п.

8  
Уважаемый кладоискатель, большое вам спасибо за дополнение статьи! wink

9  
Знаєте, шановні пані та панове, схоже, саме час заснувати клуб скарбошукачів. Із такою-то теоретичною базою! :))
Дякую усім-усім за чудову розвідку!

10  
happy Тала, ты нам льстишь smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]