БУКА
картинка из моей детской книги о буке на стихи Озерова
Бука, буван, бага,
букан, буканка, буканушко, буканай, букарица, букачка, бомка - фантастическое
существо, которым пугают детей. "Спи, спи! А то вот Бука придёт к окошку,
и сволокёт тебя к цыганам"; "Не шуми, а то Буканушко придёт";
"Не плач, а то букан съест"; "Нишни, деушка, не то Букан
придёт и тебя возьмёт"; "Вот
Буканко-то тебя!"; "Пугают молодого Букой, а старого мукой";
"Пугают ребят и простою Букою, ее считают чёрною, оборванною
женщиною".
Также называли нечистую
силу неопределённого облика, таинственное существо, обитающее в пустых
постройках, в глухих углах дома или в лесной глухомани.
Представление о Буке - детском страшилище - были
распространены повсеместно, однако описания в народных поверьях весьма
расплывчаты. Как правило, её описывали как страшилище с растрёпанными волосами,
с огромным ртом и длинным языком, нередко горбатое, кривое и хромое. Часто
нечто толстое, расплывчатое, уродливое по форме, «букатое»; оно ходит только
ночью, около домов и дворов, хватает, уносит с собой и поедает детей. В
некоторых рассказах и поверьях Бука принимает облик мохнатого «хозяина» пустого
дома или лесной чащи: « В монастыре как-то ночевал, в пустом. Крысы шум
подняли, а я думал, Бука гремит»; «И ветер поднялся, думала, крышу ухватит, то
ли водяник поднялся, то ли русалка али букачка»; «Отец болел, сон видел. Пришел
в лес. Вдруг как закричит в лесу: «Ягод-то надо? Красненькие, беленькие!» Бука
и был»; «Ходишь Букой лессовой» и т.п.
В поверьях Бука не
всегда выступает в роли детского пугала. Так, в рассказах мордовских крестьян
Саратовской губернии Бука выступал как разновидность оборотня: считалось. Что
он, «с виду похожий на копну сена», появляется преимущественно ночью и гоняется
за прохожими, издавая звуки, «похожие на рычание сердитой собаки»; при этом он
любит кружить по площади вокруг церкви, а когда народ сбегается посмотреть на
него, немедленно «проваливается в землю, в тартар». В поверьях алтайцев и
тувинцев Бука, Бук тоже нечто вроде оборотня: он появляется в сумерках,
принимая облик различных животных, пугает людей, вызывает болезни и ночные
кошмары.
Затем, читая книгу
К.Королева, наткнулась на двух существ, созвучных с Букой – это Бука и Букка.
Опишу и того и другого, но мне кажется, что Букка ближе к нашей Буке. Впрочем,
смотрите сами. Бука (BWCA) в валлийском
фольклоре фейри, местная разновидность брауни. Если к Буке относиться
уважительно и каждый вечер выставлять ему блюдце со сливками, он не откажется
помочь. Но если над ним потешаться или, того паче, оскорбить, он рассердится.
За оскорбление Бука мстит весьма сурово: переставляет мебель, подбрасывает
людей в воздух, щиплет спящих, рвёт в клочья одежду, рассказывает во
всеуслышание семейные тайны и даже бьёт своих обидчиков. В таких случаях
необходимо заставить его покинуть дом, ибо прежним, добродушным Букой он уже не
станет. В качество защиты от Буки рекомендуют железо, святую воду или крест из
рябинового дерева. Если самим справиться с разошедшимся Букой не удается, следует
вызывать чародея или священника.
Есть история о том,
как один Бука подружился со служанкой. Он помогал ей прибираться в доме, а она
каждый вечер выставляла ему блюдце молока. Но однажды девушка, на свою беду,
решила подшутить над букой и вместо молока налила в блюдце мочу (вот такое
извращенное чувство юмора). Бука страшно рассердился, он выволок девушку из
кровати и принялся гонять бедняжку по дому. Тут проснулись остальные слуги,
Бука испугался и убежал. Впрочем, убежал он недалеко – поселился по соседству.
Он прекрасно ладил с новым хозяином. Но того забрали в армию, Буке стало
скучно, и он принялся развлекаться – пугал людей громкими завываниями, бил
посуду, мучил домашних животных. Его выходки обозлили фермеров, и те вызвали
чародея, который схватил Буку за нос и зашвырнул аж в Красное море!
Букка (BUCCA) – в фольклоре жителей полуострова Корнуол злой дух. Ему
приносят разнообразные жертвы: рыбаки оставляют на песке рыбу, фермеры во время
жатвы бросают через левое плечо ломоть хлеба и выливают на землю кружку пива.
По всей видимости, Букка состоит в дальнем родстве с гоблинами. Им пугают
непослушных детей: мол, если не перестанешь капризничать и плакать, придёт
Букка и заберёт тебя к себе.
По-видимому, Бука в
славянских поверьях являлась персонификацией ночного морока, опасности, страха,
ужаса, некоей таинственной силы, которая может проявиться где угодно, чаще
всего – в особо опасных местах (в лесной глухомани, заброшенных строениях и
т.п.) и в особо опасное время – полночь. Но в отличие от других подобных
существ, Бука в
поверьях крестьян ХІХ-ХХ вв., в первую очередь, был сказочным
детским пугалом, а не воспринимаемым всерьёз мифологическим персонажем. Буку
использовали для того, чтобы устрашить и заставить притихнуть расшалившихся и
раскапризничавшихся детей, а также для того, чтобы отлучить младенца от груди,
перевести его во взрослую категорию (например, в иных случаях мать, желаю
отучить младенца сосать молоко, натирала соски сажей и, указывая на чёрное
пятно, говорила требующему груди ребёнку, что это «бука»; а в Олонецкой
губернии, если подросший ребёнок никак не желал расставаться с зыбкой
(колыбель, люлька), кто-либо ряженый букой уносил её из избы).
Само слово бука, особенно адресованное детям,
создавало образ чего-то не вполне определённого, но опасного, тёмного и в то же
время завораживающего, пробуждающего творческую фантазию, сродни игре слов: «От
стукания пошло буканье, от буканья пошло оханье» и т.п.
При всём при этом
Бука, очевидно нередко ассоциировался с другими персонажами народных верований,
в первую очередь с домовым. Так, подобно домовому, Бука в рассказах бывает
мохнат и может напоминать медведя: «Робёнку, буде не слухатце, говоришь: «Спи,
спи, Бука идёт». А спросишь, какой Бука, - а в шубы, шерсью повёрнут»; «Букой
детей пугали, это медведь значит». В детской колыбельной («Баю, баю, баю, бай,
поди, Бука, под сарай, коням сена не давай, у нас Колю не пугай!») Буку
прогоняют под сарай кормить лошадей – занятие, традиционное для домового или
дворового. Как и домовой, Бука может жить в голбце (чулане), в подполье, вообще
где-то в доме, в конюшне, на сеновале, сравнить: «Вот посажу тебя в голбец, там
тебя бомка схамкает»; «Заговорив о суседке, вам расскажут ещё о какой-то
Букарице, которая обитает чуть ли не в том же подполье» и т.п. Подобно домовому
или дворовому, Бука может в сумерках бродить по дому или двору, пугать,
издавать непонятные звуки, давить и душить спящих, насылать кошмары. Вообще, в
некоторых поверьях, особенно Российского Севера и Сибири, образ Буки нередко
бывает слит с обликом домовых духов, которые, по народным поверьям, не только
покровительствуют хозяйству, но и персонифицируют судьбу обитателей дома,
предвещают, а иногда и приносят несчастья, болезни, смерть. Похищение же Букой
детей близко стоит к представлениям о том, что домовые – это души умерших (в
более поздних верованиях – души некрещеных младенцев) и они иногда могут
похищать детей и уносить их к себе, превращая в домовых и дворовых.
О родстве Буки и
домового говорит, возможно, само имя. Названия такого типа (возводимые к
индоевропейскому гнезду с корнем b(e)u-,
bh(e)u-, – «надувать,
отекать, пухнуть, вздуваться, наполняться») в верованиях многих народов имеют
преимущественно домовые духи, а также черти (например, ирландское phuka,
английское puck, валлийское bwca, корнуольское bukka,
нижненемецкое pook, древнешведское puke,
древненорвежское puki – домовой, чёрт).
Впрочем, название «бука» может являться производным от общеславянского bukati
– «реветь, плакать, вообще издавать различные звуки – мычать, бурчать, урчать»
и т.п.; а по некоторым предположениям, бука – образование в детской речи от
междометия «бу».
Вообще Бука – это
самое распространенное название страшилищ, которыми пугают детей.
При копировании,
ссылка на сайт обязательна!
По материалам:
Краткая энциклопедия
славянской мифологии;
Афанасьев А.Н.
Народные русские легенды;
Власова М. Русские
суеверия;
Костомаров Н.И.
Славянская мифология;
Народы и религии
мира. Энциклопедия;
Королев К.
Энциклопедия сверхъестественных существ
При копировании, ссылка
на сайт обязательна!
|