Пятница, 24.11.2017, 13:12
Меню сайта
Альбомчики
Статьи по интересам [25]
Статьи по интересам наших творческих лаборантов
Мифы и легенды славян [27]
Крупицы информации о мифах и легендах славян
Мифы и легенды народов мира [12]
Мифы и легенды народов мира
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 366
Какие из наших статей вам наиболее интересны?
Всего ответов: 225
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мифы и легенды славян

Блуждающие огоньки
Блуждающие огоньки



Блуждающие они, бродячие огоньки, блудячий огонь - разнообразные огненные явления в воздухе: метеоры, болотные огни, вообще непонятные огоньки, не греющие, мерцающие, появляющиеся ночью на болотах, в лесах, на кладбищах, на древних курганах и капищах.

в народных поверьях славян "блудячие огни" обычно служили свидетельством о присутствии душ умерших или каких-либо потусторонних сил или существ. Так, российские крестьяне верили, что огоньки показывающиеся иногда на болотах и могилах, на древних курганах, капищах и «нечистых местах», – это души особо грешных покойников, колдунов, либо души людей, умерших неестественной смертью и не нашедших упокоения. Подобные явления известны повсеместно: в Вологодской губернии, например, полагали, что кладбищенские огни – это души грешников, которых не пустили в рай; в Пермской губернии верили, что это души покойников, требующих от своих родных поминовения; в Костромском крае же считали, что огоньки «кажутся» там, где бросают предметы, оставшиеся после обмывания покойников. У всех славян распространено поверье о том, что мерцающие синие или зелёные огоньки, похожие на свечки, нередко появляются на могилах самоубийц, утопленников, опойцев и удавленников, а также на могилах (или на местах смерти) убитых, погубленных людей; позже добавились некрещеные, умершие при рождении или брошенные матерями младенцы.

Отношение к блуждающим огням в народе было двойственным. С одной стороны, блуждающие огоньки,  «огоньки-свечки».  Во многих местах традиционно воспринимались не просто как непонятные, но и как «нечистые» и недобрые явления, проделки нечистой силы, к которым опасно приближаться. Само их появление могло служить недобрым знаком. Их считали «дьявольскими огнями», при помощи которых злые духи завлекают путников в болота и лесные чащи, овраги и омуты. Славяне верили, что блуждающие огни, появляющиеся на болотах – это фонарики мертвецов (обычно заложных покойников и людей, потонувших на этом болоте), которые могут «завести» человека, если тот неосторожно последует за ними. У восточных славян бытовало поверье, что русалки по ночам нередко зажигают огни на прибрежных курганах, чтобы заманить к себе путников,  а потом сбросить с высокой кручи в водные пучины; схожие поверья существовали и у западных славян, которые считали, что синие огоньки, вспыхивающие иногда на болотах, в лесах и на кладбищенских курганах или высоких речных берегах, разводят русалки и некрещеные дети, чтобы заманить путников или сбить их с пути. Болгары верили, что болотник иногда бродит по краю своих владений и с помощью болотных огней заманивает к себе путников, а потом топит их в трясине. Позже во многих местах существовали представления о том, что «блудячими огнями» черти заманивают людей для забавы; что огни на болотах – от нечистого, завлекающего путников, которых он затем душит; что бродячими огнями  летают черти и огненные змеи; что бродячий огонек – это «глаз Кривого черта».

Но с другой стороны, таинственные бродячие огни в некоторых местах считались не «дьявольским наваждением», а знаком невинно загубленных и даже особо праведных душ. Так, в Архангельской губернии верили, что «огоньки на кладбищах суть знаки, даваемые от Бога людям, что те лица, на могилах которых они видаются, скоро будет прославлены... Явление огоньков на кладбищах, особенно на раскольническом в Кургоминском приходе, заставляет раскольников ожидать скорого явления мощей своих собратов. Они если услышат, что такой-то крестьянин видел огонь кладбище, то непременно приедут к нему, подробно расспросят о местности, на которой показался огонек, и в заключение своих суждений выведут, что огонек показался на могиле какого-то старца-раскольника, всю свою жизнь не бывавшего в еретической церкви и никогда не принимавшего еретического причастия». Схожие представления существовали и других местах: так, во Владимирской губернии рассказывали о нечистом, заколдованном, проклятом моховом  болоте и утверждали, что зажженные на трясине огоньки, которые многие люди видели по ночам, – то праведные души людей, нечаянно попавших в болото... Душеньки их горят ровно свечки предъиконные, и жалуются Царю Богу Всемилостивому на свою смерть напрасную, преждевременную».

При всем при этом, блуждающие огни традиционно связывались с кладами, спрятанными кем-то сокровищами; и по этой причине, считали их дьявольскими кознями или знаком Божьим, людей они притягивали к себе неизменно и повсеместно. Считалось, что   клады, вышедшие из земли, часто являются свечами или «блудячими» огнями: «Увидел, что в поле ровно свечка теплится.… А это верная примета – клад там, значит, запрятан»; такие огоньки, пол народному убеждению, показываются обычно начиная с сумерек и до полуночи и выглядят, как огненные язычки, непрестанно меняющиеся в цвете (от белых до синих). В народе верили, что тот, кто увидит такой огонек, должен немедленно «зачураться» (т.е. сказать: «Чур, чур, свято место, – чур Божье да мое»; если это не сделать, то клад, по поверью, уйдет в землю на большую глубину), и тогда ему останется только вырыть клад на том месте, где он увидел огонек.

Преданий о сокрытых богатствах, обозначенных таинственными огнями у славян, как и других народов, очень много. Например, в Архангельской губернии говорили, что «блуждающие огоньки, к которым боятся подходить в лесу, на кладбищах и в заповедных рощах, где прежде были поселения или разрушенные строения, вообще же на холмах – показывают клады, о которых поверье сохранилось в народных преданиях доселе». В Новгородской губернии считали, что «огонек-свечка» может появляться там, где убит некрещеный младенец (дух-кладовик) сторожит подземные богатства. В Гродненской губернии рассказывали, что на одном из кладбищ в сумерках часто появлялись бело-голубые мерцающие огненные язычки; местные жители считали, что это показываются зарытые шведами деньги, но их опасения осквернить кладбище их никто не решался выкопать. В Костромской губернии полагали, что огоньки, появляющиеся на древних курганах, указывают на зарытые сокровища. Схожие предания существовали у всех славян: «на месте клада часто видали огни, которые то сдвигаются через значительное расстояние один к другому, то опять раздваиваются»; «огни показываются сиянием из-под земли, или с блеском золота, так, будто бы горят на местах кладов воскуяровые свечки, стоят золотые петухи, кажутся золотые карты»; «огоньки на кладбищах и болотах – клады, которым миновал срок заклятья, и они ищут счастливого человека, чтобы перед ним сначала оборотиться в какое-нибудь животное белой шерсти и потом рассыпаться в деньги, если нашедший ударит по кладу.

Возможно, поверья об огоньках-кладах были непосредственно связаны с верой в то, что «блудячие» огни являются душами умерших, в первую очередь, – нечистых покойников (нередко превращающихся в нечистую силу: сравнить с представлениями о происхождении русалок, леших и т.д.), отсюда и поверья о том, что огоньки кладов обычно показываются на древних курганах и кладбищах или в глухих, часто нечистых местах по вечерам и ночью. Представления о том, что клады сторожит нечистая сила, в том числе и заложные покойники, были известны повсюду. Существовало предание о том, что хозяева кладов, особенно скряги, после смерти бродят вокруг места, где зарыты сокровища, и сторожат его. Наряду с этим, существовали былички о нечистых духах, охраняющих клады и старающихся навредить людям, нашедших сокровища (например, о людях, отправившихся искать клад и угодивших во власть нечистой силы, став подневольными сторожами этих кладов).

Вероятно, эти опасности, исходящие от злых духов и поджидающие кладоискателей, и нашил отражение в представлениях о том, что блуждающие огни и указывают места, где покоятся клады, подходить к ним чрезвычайно опасно. Например, согласно уральским поверьям, огоньком-свечкой показываются преимущественно клады, зарытые недобрыми пожеланиями и проклятиями тому, кто откопает сокровище: «Как только изойдет срок заклятью, бес тотчас и подсунет эту казну какому-нибудь отпетому молодцу. За этот клад бес не держится, а сейчас постарается сбурить его; знает, что он не пройдет даром. Кто достанет такой клад, тот в добре не бывает: иль-бо умрет в одночас, иль-бо с кругу сопьется, иль-бо в напасть какую попадет. Этот клад показывается свечкой и ничем другим. Если случится, ночной порой, в поле, в степи ли, в лугах ли – все едино – увидать теплющуюся свечку, то крестись, батенька, и твори молитву, да скорей беги прочь. Это заклятый клад твою душу уловляющий».


По материалам:

Шапарова Н.С. Красткая энциклопедия славянской мифологии. - М.: АСТ, Астрель, 2001.

 

Категория: Мифы и легенды славян | Добавил: Olwen (03.09.2010) | Автор: Olwen
Просмотров: 4707 | Комментарии: 12 | Теги: блудячие огни, клады, огни-свечки, блуждающие огни | Рейтинг: 4.7/14
Всего комментариев: 12
1  
здорово! особенно последний абзац!

2  
Спасибо!

3  
А статьи про клады будут?

4  
обязательно будут! правда, Olwen?

5  
правда, статья про клад будет, на данный момент статья находится в разработке

6  
завораживающая статейка! Olwen, я вам поражаюсь!

7  
классная статья! спасибо за нечто новое для меня

8  
Спасибо за отзывы!
Рыжая, чему вы поражаетесь? спасибо за вашу завороженность статьей happy
Рожденный во тьме, спасибо за комментарий, всегда замечательно открывать нечто новое для себя, правда? smile

9  
a ya ih v reale videl

10  
красиво

11  
отличная статья я еще не где не видела настолько ясного изъяснения о "блуждающих огоньках" (простите за столь поздний комментарий)

12  
Спасибо вам, пусть и за "поздний" комментарий! Всегда приятно слышать отзывы читателей. Особенно похвальные wink

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]