Пятница, 22.11.2024, 20:37
Меню сайта
Альбомчики
Статьи по интересам [25]
Статьи по интересам наших творческих лаборантов
Мифы и легенды славян [27]
Крупицы информации о мифах и легендах славян
Мифы и легенды народов мира [12]
Мифы и легенды народов мира
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 366
Какие из наших статей вам наиболее интересны?
Всего ответов: 225
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мифы и легенды славян

Бабай. Часть первая

Бабай


Многих детишек родители, бабушки и дедушки пугают Бабаем, чтобы те не вставали с кроваток, когда их уложат спать. Говоря при этом, что Бабай прячется под их кроватью и если ребенок встанет, то он заберет ребенка. А кто же на самом деле такой этот страшный Бабай?

Бабай или бадяй - в поверьях и сказках недобрый дух, похищающий детей; в деревнях им традиционно пугали детишек, чтобы они не баловались и не докучали родителям (так, например, матери, когда их чада плакали и капризничали, угрожали им: "не реви, Бабай заберёт!", или: "Спи, а не то придёт Бабай и утащит тебя!").

Этим словом обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательное и опасное. В поверьях и сказках Бабай - чёрный, страшный кривобокий старик, часто немой, безрукий или хромой (характерные признаки нечистой силы), повсюду таскающий с собой котомку или небольшой мешок, в который он и забирает непослушных детей. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна, особенно для детей.  Иногда Бабая не описывают ни как, и тогда ребенок может его представить в очень страшном виде.

Обычно Бабай используется чтобы непослушные дети не вставали с кровати после того, как их уложили спать. В этом случае родители говорят, что Бабай прячется под кроватью, и что он заберет ребенка если тот встанет. Детям рассказывали, что вечером, в то время, когда малышей обычно укладывают спать, Бабай приходит (по некотрым поверьям - из огорода или из береговых зарослей), бродит по улицам и сторожит под окнами; если же он слышит в доме капризы и детский плач, то шумит, шуршит, скребётся, стучит в окно, в общем, на все лады подаёт сигналы, предупреждая о своём присутствии и готовности исполнить суровую меру пресечения неподобающего поведения, пугает или даже похищает непослушных, досаждающих матери детей. Он сторожит покой и тишину (в самом жёстком варианте - прячется под кроватью, как бука).

Этимология слова «бабай» восходит к тюркскому «старик, дедушка»; в колыбельных песнях этого персонажа нередко упоминают с приставкой «старик», «дед». Слово «бабай» родственно тюркским «баба», «бабай» - старик, дедушка. Бабай страшен нам, возможно, именно потому, что это слово сохранилось в народной памяти как напоминание о татаро-монгольском иге.

 

Надо помнить, что колыбельные эти сочинялись еще нашими пра-пра-пра-... бабушками. А древние славяне связывали свою повседневную жизнь с миром низших духов, обитающих повсеместно. Каждый из таких духов имеет набор устойчивых качеств и является носителем определенных функций, помогая или вредя человеку. Неудивительно, что относительно ребенка и всего связанного с ним, тоже постепенно сложились некоторые поверья. Пестунья запросто общается с духами, населяющими избу и окружающими ребенка. М.Н. Мельников пишет: «Мир матери-женщины тесен, свет всей жизни только в огоньке лучины. А дальше – темнота, населенная сверхсуществами. Они так давно заселили крестьянские избы, что стали своими, одомашненными. И мать обращается к ним не с молитвой или заговором, а попросту, как обращались к старшим детям, она зовет добрых Сна и Дрему, строгого Угомона, страшного Буку» . В зависимости от конкретной ситуации, пестунья во время убаюкивания задействует тех или иных персонажей. В тех случаях, когда ребенок не желает засыпать и капризничает, мать упоминает пугающих Буку и Бабая.Бука и Бабай вообще уникальны для славянской мифологии, эти образы появляются только в детском фольклоре. Вредоносность их сведена до минимума, поэтому, несмотря на свои «пугающие» функции эти герои не являются для ребенка чем-то ужасным и неотвратимым. Пестунья не позволяет потенциально опасным героям нанести какой-либо вред ребенку. «Свое» пространство, окружающее ребенка недоступно для этих персонажей. Обозначение Буки и Бабая производится нянькой лишь с целью их последующего изгнания и утверждения спокойного сна для младенца. Ведь простое упоминание таких страшных существ как черт или кикимора, могут призвать их в дом и принести несчастье ребенку..

Имя Бабай упоминалось упоминалось и в колыбельных:

 "Ай, бай, бай, бай, //  Не ходи,старик Бабай, //  Коням сена не давай,

Кони сено не едят, //  Всё на Мишеньку глядят.//  Миша спит по ночам,

И растёт по часам.//  Ай, бай, бай, бай,//  Не ходи ты к нам, Бабай";

или:"Баю, баю, баю, бай,//  Приходил вечор Бабай, //  Приходил вечор Бабай, //  Просил: Леночку отдай,//  Нет, мы Лену не дадим,//  Лена надо нам самим";

или:

"Не ходи, старик Бабай,//  Нашу детку не пугай ".

или:

"А бай-бай, бай-бай, бай-бай,//  Не ходи-ка к нам Бабай, //  Не ходи-ка к нам Бабай,//  Я те Колю не отдам.//  А мы его не отдадим -У нас Коленька один".

или:

"Баю-бай, баю-бай,//  Ой ты, дядька Бабай,//  Мово Сашу не пугай,//  Уходи отсюда,//  Не то будет худо".

Похожим образом характеризует значение этого слова В.И. Даль: «баба или бабай – дед, дедушка, старик, иногда в значение детского пугала. Детей пугают и бабайкою, старухою, и тут сходятся производные от ба?бы и от бабая» . Так же встречаются тексты, где Бабая называют «дядькою» или даже «балалаем»: «Приходил дядька Бабай, //Говорил: «Дитя отдай!», «К нам приехал Балалай, //Кричит: «Галенку отдай!»

Нельзя не обратить внимание на фонетическое сходство имени Бабай с традиционным колыбельным припевом «бай», «баю», «баень», пестунья легко рифмует имя этого персонажа с традиционными маркерами русской байки. Как вариант Бабая может быть рассмотрен и Бадай – пугающий детей персонаж, активно используемый в колыбельных Русского Севера. Бадя, Бодя, Бадай – человек с физическими аномалиями (гугнивый, хромой, сухорукий). Это существо необычное, непохожее на других, а, следовательно, – чуждое, опасное. Интересный вариант воплощения образа Бабая анализирует В. Головин: «Баю-бай, Баю-бай, //Приходил вечор Мамай, //Говорит – Ванюшу дай!»

 Автор утверждает, что в данном случае типичный для исторических песен о татарах герой – Мамай, исполняет функцию мифологического пугала, благодаря фонетическому сходству имен Бабая и Мамая.

 Бабай во многом похож на Буку: основной его функцией является вредительство, он мешает спать ребенку и всячески его пугает. Бабай, так же как и Бука, задействован в колыбельных с мотивом пугания - предупреждения и изгнания вредителя. Но этот персонаж потенциально более опасен, нежели Бука. Бабай может открыто потребовать ребенка: угрожать купить младенца или выменять его. Чаще всего Бабай в колыбельных подходит под окошко и пугает младенца различными действиями (кричит, шумит, шуршит, скребется или стучит в окно). Пестунья пытается прогнать Бабая или уговаривает его не появляться рядом с домом: "Не ходи, старик Бабай, Аи, бай, бай, бай,//  

Коням сена не давай. Не ходи ты к нам, Бабай ".

 Бабай - сила, безусловно, нечистая, поэтому упоминать его следует осторожно. Не раз бывали случаи, когда сердитые родители говорили ребенку: «Черти бы тебя взяли!», или «Леший тебя возьми!», или «Бабай тебя забери!» - а потом дитя пропадало бесследно.

 В народных мифологических представлениях это злой ночной дух, который живет в зарослях камыша, в ботве или в лесу. Когда приходит ночь, бабай из огорода или из леса приходит под окна и сторожит. Увидеть его можно в образе кривобокого старика с котомкой или большим мешком, в который он якобы забирает непослушных детей. Услышит капризы, детский плач - начинает шуметь, шуршать, скребется, стучит в окно. Очень опасно для детей встретиться с ним ночью на улице. Бабай приманивает их сладостями, которые на поверку оказываются сухими корками, лесными шишками либо конскими катышками.

  При всём при том нет ни одной истории, в которой он осуществил бы похищение. Очевидно, одной перспективы быть унесённым из дома ребёнку было достаточно, чтобы присмиреть от страха. Однако, обратим внимание и на то, что бабай не только угроза, но и сторож, охранитель. И имя ему дано не случайно.



По материалам:

И.В.Даль. Словарь русскаго великаго языка ;

Краткая энциклопедия славянской мифологии;

Словник давньоукраїнської міфології;

Мифы народов мира;

Мелетинский Е.М. Герои волшебной сказки

 

Категория: Мифы и легенды славян | Добавил: Olwen (09.11.2010) | Автор: Наталья
Просмотров: 3711 | Комментарии: 11 | Теги: бабай происхождение, сказка о бабае мифы славян, бабай | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 11
1 RyanRothaarig  
3
здорово, интересная подборка фактов!

2 Olwen  
2
Спасибо, Евгения! я стараюсь. всё-таки во мне умирает исследователь

3 Endy  
3
Я спасу его искусственным дыханием!!! wacko biggrin

4 Olwen  
2

5 Endy  
2
Огромное спасибо за нахождение сего откровения и явления его нам flower

6 Olwen  
2
Спасибо всем! Рыжая, ваша находка потрясающа! flower

7 Raven  
2
Ндаааа! В детстве мы их боялись, а теперь статьи пишем. Статья супер king

8 Olwen  
1
happy Спасибо

9 Венька  
1
супер статейка

10 Olwen  
0
happy Спасибо большое!

11 Твоя подружка  
1
Да -да! Вот он, мой самый страшный кошмар детства! То, что всегда успокаивало нас, детей, когда мы очень уж шумели или спать не хотели. Теперб знаю иго историю.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]